На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Анализируй это

2 998 подписчиков

Заговор «королей бензоколонок»

Я постоянно слушаю по радио и читаю всякую «аналитику» про череду скандалов и конфликтов в связи с ростом цен на бензин – и поражаюсь страшной путанице в терминологии. Ощущение, что ее вносят нарочно – чтобы обыватели не смогли разобраться в простой и прозрачной, как слеза, ситуации.

Итак, в битвы по поводу цен на бензин, как известно, включены три стороны. Во-первых, так называемые «вертикально интегрированные нефтяные компании» (ВИНКи) – монстры, которые занимаются всем: от добычи и нефтепереработки до розничной торговли бензином. Затем правительство – которое как бы следит, чтобы не было роста цен до украинских 75 рублей за литр. И третья сторона – «независимые АЗС».

По радио все время звучит, что нефтяные компании мучают независимых торговцев, потому что на нефтеперерабатывающих заводах (а в РФ нет независимых НПЗ, все входят в ВИНКи) «оптовые цены выше розничных». И это, разумеется, тупик для независимых заправок.

Но что это за странная формулировка: «оптовые цены выше розничных»? Ведь розничные цены как раз и выставляют, по идее, сами заправщики. Что же имеет в виду независимый заправщик, когда жалуется?

Очевидно, он жалуется на кого-то еще, кто тоже формирует розничные цены. Кто же этот злодей? Вне сомнения – это заправки, принадлежащих крупным нефтяным компаниям (например, «Роснефти» или «Лукойлу»). Вот они-то, выходит, и держат розничные цены «ниже оптовых».

Но почему принадлежащие ВИНКам АЗС могут позволить себе этот абсурд – ни на что не жалуясь, продавать бензин по ценам ниже тех, по которым его купили, то есть работать «планово в убыток»? Да потому что для заправок «Лукойла» и «Роснефти» – это чисто бухгалтерский фокус. На деле никакого убытка нет, если одно звено общей цепи работает на плюс, а другое на минус – главное, чтобы общий плюс перекрывал отдельные минусы.

Но для чего вообще ВИНКам нужна эта дурацкая со стороны игра – закладывать в одно свое звено убыток, чтобы покрывать его за счет другого звена? Все очень просто: чтобы пустить по миру АЗС, не входящие в те картели и вынужденные брать бензин по общей оптовой цене – но не способные продавать его по более низкой розничной. Для них такая «торговля в минус» немыслима, ведь вернуть им убыток некому.

Покамест эти независимые АЗС выкручиваются из последних сил – то приторговывая «левым» топливом, то вводя какие-то «антибонусные» карты для заинтересованных в них транспортных компаний… Но ясно, что так долго жить нельзя – и очень скоро этих независимых заправок, выступающих сегодня главной силой против повышения оптовых цен на бензин, не станет. Ну, а на граждан, которым этот рост цен тоже не по душе, наше государство уже научилось всячески плевать.

Иными словами, сейчас на топливном рынке мы имеем классический, многократно описанный (читайте хоть «Незнайку на Луне») картельный сговор. Крупные корпорации, сговорившись, изгоняют с рынка мелких торговцев, попросту разоряя их – через организацию широких продаж по ценам ниже себестоимости.

Правительство то ли не может, то ли не хочет противиться этому – хотя независимые АЗС пока еще составляют у нас до 50% рынка бензиновой розницы.

И если на этом рынке все и далее пойдет по нынешнему плану – этих независимых заправок у нас, повторяю, не станет очень скоро. Они будут или вовсе стерты с лица земли – подобно столичным мясным лавкам, дававшим некогда раздолье подмосковным фермерам в противовес сетевым гигантам. Или будут включены в ВИНКи, в ту же «Роснефть».

И тогда повышение бензиновых цен до европейских, о чем только и грезят наши бензиновые короли, – станет уже решенным делом.

Валерий Мироненко

Картина дня

наверх