На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Анализируй это

2 998 подписчиков

Победа "Газпрома" в Швеции превратит успех "Нафтогаза" в Люксембурге в "тыкву"

Решение Люксембургского суда по мнимому долгу «Газпрома» на 2,6 млрд долларов ничего не изменит в рамках сложившегося расклада сил – полагает руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов

Данное решение не принесет проблем «Газпрому»

Дело в том, что государственный суд Люксембурга постановил взыскать с «Газпрома» 2,6 млрд долларов в пользу «Нафтогаза», руководствуясь вторым решением стокгольмских арбитров, которые придумали «долг» российской компании в 4,6 млрд долларов.

Напомним, что в рамках данной ситуации разговор идет не только о 2,6 млрд долларов, которые сегодня на всем пространстве Евросоюза требует с «Газпрома» компания «Нафтогаз», но и о 2 млрд задолженности Украины за газ, которая накопилась еще на 1 января 2014 года.

Перед нами не первое решение суда данной западноевропейской страны – там были, как ходатайства «Газпрома», так и «Нафтогаза», но, судя по всему, теперь мы имеем дело с юридическим фактом, на основании которого украинская сторона может попытаться реализовать определенные действия в отношении собственности российского гиганта в государствах европейского континента.

Такие прожекты были и ранее, но они ни к чему не привели – попытки украинцев что-то сделать с швейцарскими компаниями Nord Stream и Nord Stream 2 AG – операторами российских газопроводов «Северный поток 1 и 2», провалились, а все взыскания в отношении «дочек» «Газпрома» в Нидерландах наткнулись на то, что у них на балансе ничего нет кроме нескольких стульев и арендованного имущества.

В результате, «прибыль» от всего этого судотворчества несут дорогостоящие юристы «Газпрома» и «Нафтогаза», а также руководство украинской компании в лице господ Андрея Коболева и Игоря Витренко, которые данным процессом доказывают свою «эффективность».

«Безусловно, прямых финансовых убытков от многочисленных судебных заседаний у «Газпрома» нет. Естественно, за исключением больших трат на юристов, которые по таким сложным делам обходятся чрезвычайно дорого», — заключает Перов.

Впрочем, здесь нужно учитывать и тот фактор, что то давление, которое украинская сторона в сложившейся ситуации оказывает на «Газпром» с помощью решения шведских арбитров, все-таки несет с собой определенный эффект в рамках этой системы отношений.

Как замечает эксперт, это также коррелирует с претензиями Киева на то, что Украина лишилась ряда материальных активов после Крымской истории. В частности, это компания «Черноморнефтегаз», где собственником теперь является Республика Крым, т.е. российский регион. И все эти претензии Украины по шведскому решению напрямую связаны и с многочисленными украинскими требованиями по Крыму.

В основе всего этого лежат переговоры по транзиту газа

«В то же время, данные факторы сыграют не сейчас, а тогда, когда Москва и Киев начнут реальные переговоры по судьбе транзита газа через Украину, поскольку на сегодняшний день здесь есть только риторика, а сам вопрос нужно как-то решать», — констатирует Перов.

Просто если подходить к этому вопросу рационально, а не таким путем, который следует из заявлений руководства «Нафтогаза», то Киев здесь просто расширяет себе пространство для маневра. Все это давление на российскую собственность преследует одну цель, а именно добиться более-менее приемлемых условий для Украины в рамках нового базового соглашения по транзиту газа.

«Понятно, что в течение ближайших нескольких лет Россия без украинского транзита обойтись не сможет, поэтому в данном вопросе будет достигнут компромисс, который пролонгирует газовые поставки на следующие годы», — резюмирует Перов.

Другой вопрос, что настоящей катастрофой для Украины будет то обстоятельство, если шведский государственный суд отменит решение стокгольмских арбитров. Тогда украинцы останутся без 2,6 млрд долларов и будут должны «Газпрому» 4,6 млрд. Подобный вариант будет иметь юмористические последствия в виде моментального бегства Коболева и Витренко и краха украинской энергетической политики.

Это можно сравнить с превращением кареты Золушки в тыкву.

В случае, если апелляция «Газпрома» удовлетворена не будет, то российская сторона согласится закрыть этот вопрос только в рамках пакетного соглашения с Украиной, которое будет включать как решение проблемы транзита газа, так и все другие важные моменты.

«Газпром» будет пытаться найти компромисс и решить вопросы спорных отношений с Украиной не путем прямых переводов денег, а путем каких-то уступок по рыночной цене на газ и по другим многочисленным нюансам», — заключает Перов.

По словам Александра Валентиновича, линия России и Украины в данном вопросе носит очевидный и определенный характер, а эти события, которые сегодня связаны со спорами «Газпрома» и «Нафтогаза», являются предтечей широкомасштабных переговоров.

«Рациональным желанием для Украины должно быть не получение с России каких-то денег, а обеспечение себя транзитом природного газа, ведь именно этот момент способен поддержать дальнейшее существование украинской ГТС», — констатирует Перов.

Напомним, что в случае, если Украина не сохранит стабильные объемы транзита природного газа, то это приведет к тому, что ее ГТС перестанет быть рентабельной, что сразу поставит вопрос о перспективах обеспечения газом многих украинских регионов.

Хотя это если подходить к данному вопросу рационально, что на Украине, как мы знаем, не всегда в моде.

Дмитрий Сикорский, Экономика сегодня

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх