Все известные современному обществу идеологии являются продуктом определенных исторических эпох. Человечеством использовано множество моделей различных политических систем, опирающихся на идеологические концепты. Однако сегодня мир дезориентирован, переживая кризис идеологий.
Новые идеологические системы генерируются слабо, поэтому они моделируются на основе переформатирования уже существующих.
Кризис идеологий бросил вызов и русской цивилизации, которая в настоящий момент находится в осознании собственной особой миссии в среде человечества.
Последствия Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций 1917 г. привели к отказу от триады графа С.С.Уварова «Православие, Самодержавие, Народность», служившего основой идеологии Российской империи. На смену пришла коммунистическая идеология, побочным продуктом которой стало возникновение украинства.
«Таким образом, к 2018 г. наше постимперское и постсоветское общество вернулось к исходной позиции, оказавшись в идеологическом тупике: образовалась своеобразная историческая петля. Кризис идеологий «по-русски» – это исторический этап в сто лет поиска и заблуждений, который увел народ от истинного его предназначения, от истинного пути».
Украина, хоть политически и оформилась в новейшей истории в отдельное государство, остается, по-прежнему, исторически, ментально и конфессионально частью Русского мира, переживая небывалое гражданское противостояние и затянувшийся этап самоиндентификации. На наших глазах, пусть пока еще очень медленно, но происходит выбор, возрождается момент истины, характеризующий неоднородность и противоречивость украинского политического пространства.
"Идеология важна в жизни любого государства, прежде всего, как господствующая или объединяющая идея. В современной истории Украины были только господствующие идеологии, с объединяющими пока не получилось".
Замена коммунистической идеологии украинским национализмом с навязанной идеей соборности привела страну к неонацизму, провозгласившим лозунг «Украина прежде всего!» («Украина понад усе!»), что разрушительно и для страны, и для народа Украины.
Украинское общество проскочило на большой скорости мимо исторического поворота в сторону федерализации, модель которой могла бы стать объединяющей и перспективной. «Недостаток исторического чувства» у украинской политической элиты привел страну фактически к самоликвидации, заложив фундамент построения новых государственных образований на ее территории. Отвергнув федерализацию, политическое руководство, как Украины, так и впоследствии Донецкого региона, окончательно потеряло связь с народом.
"Донбасс свой выбор сделал, а Украина продолжает жить с господствующей неонацистской идеологией, которая не может ни объединять, ни созидать. Этот губительный процесс самоуничтожения может быть остановлен только прививкой изнутри, отказом от неонацизма".
Тогда возникает вопрос: какая идея может быть востребована и принята народом Украины? Что может объединить страну?
Уже не работает консолидация вокруг идеи «Россия – враг», потому что продолжающаяся война всех утомила. Какая идеология может объединить украинское общество, воюющее само с собой: со своей историей, со своей генетической памятью, со своим прошлым и будушим? Да никакая! Никакая идеология сегодня не сможет объединить и вывести страну из кризиса.
Предвижу, что от меня ожидают того, что я буду ратовать за федерализацию. Отнюдь. Поясняю: во-первых, пример многих западных стран показывает, что принцип федерализма может превратиться в элемент государственнообразующей идеологии, но никак не заменить ее; во-вторых, Украине, чтобы спастись, нужна не идеология, а раскаяние.
"Украина должна осознать, что она наследница Киевской Руси, колыбель православия. Вспомните, как в июле 2016 г. в городе Киеве на Владимирской горке величественно хоругвеносцы обоих Крестных ходов трижды поклонились друг другу хоругвями, прежде чем соединились в единый Всеукраинский крестный ход мира. Украине нужна христианская любовь и возрождение веры. Ведь «любовь долготерпит, милосердствует…, не превозносится, не бесчинствует», «любовь никогда не перестает» (1-е Послание Коринфянам)".
А еще Украине нужен здоровый прагматизм. С уменьшением объема транзита российского газа придет в украинское общество отрезвление, потому что функции и поведение паразитирующей политической элиты в Киеве радикально поменяются. Да и сама политическая элита за очень короткий промежуток времени может несколько раз обновиться. Рано или поздно новому руководству страны надо будет думать, как создавать рабочие места, восстанавливать инфраструктуру, как кормить и социально защищать людей.
И сборка новой конструкции будет происходить уже в иной исторической парадигме: только жесткая прагматика выживания, существования и развития, восстановление и налаживание разрушенных всего за несколько лет, но создаваемых до этого веками, экономических и политических связей с теми, кто всегда был по соседству, кто всегда был частью жизни малороссов-украинцев. Как и малороссы-украинцы были и остаются частью их истории и жизни.
«Ну а пока наблюдаем исторический парадокс: возникшее благодаря исключительно Советской власти Украинское государство, несмотря на тотальную десоветизацию и декоммунизацию страны, являет собой на практике приверженца идей ленинизма. Хотя бы потому, что сейчас украинскому обществу, да и государству, «прежде, чем объединиться, и для того, чтобы объединиться», нужно будет «сначала решительно и определенно размежеваться» (В.И.Ленин)».
Татьяна Мармазова