Корреспондент швейцарского издания Андреас Рюш побеседовал с известным российским социологом Львом Гудковым, директором «Левада-Центра». Его опросы и, тем более, разъяснения являются «бельмом на глазу» у российских властей, пишет Neue Zürcher Zeitung.
«Как объяснить стабильную популярность Путина?» — спросил корреспондент.
Президент Владимир Путин популярен в русском народе — также потому, что он проявляет трудности против Запада. (Фото: Спутник / Алексей Никольский / Кремль через Reuters)
«В России установился режим, который становится все более авторитарным и полностью контролирует информационное пространство. Важнейшую роль здесь играет телевидение», — ответил Гудков. «Телевидение создает искусственную реальность, с большим суггестивным воздействием ведет пропагандистские кампании», — считает он.
«Однако на чем конкретно основывается популярность Путина?»
«На двух вещах. Во-первых, ощущение безальтернативности. Все политическое поле выжжено дотла, у Путина нет конкурентов. (…) Во-вторых, воздействие оказывает пропаганда, согласно которой Путин вернул России статус великой державы», — разъяснил социолог.
«Гордость быть гражданами великой державы компенсировала людям отсутствие социальной защиты, бедность, уязвимость по отношению к произволу власти. (…) Придя к власти, Путин использовал возникший после распада СССР комплекс неполноценности», — отметил аналитик.
По мнению Гудкова, сейчас в России идет волна ресоветизации, управляемой сверху, «потому что у путинского режима нет других идеологических основ». Реанимируются советские представления, например, о том, что Россия окружена врагами.
«Почему все коррупционные скандалы в Москве не имели никаких негативных последствий для авторитета Путина?» — задал вопрос журналист.
«Путин — это тефлоновый президент. Он использует психологический механизм, при котором он остается выше любой критики. Для авторитарных режимов является типичным, когда народный гнев направлен на более низкие уровни: вместо султана — на великого визиря, вместо царя — на бояр, в данном случае — на правительство и окружение Путина, но не на него лично», — отметил социолог.
В интервью глава «Левада-Центра» также подчеркнул, что из года в год его аналитический центр констатирует уменьшение явки избирателей на выборах и растущее недоверие к избирательному процессу. «Большинство людей считает выборы чем-то нечестным и инсценированным. Такое разочарование приводит к тому, что голосуют только конформисты», — сказал аналитик.
«Волна протестов этого года создала впечатление, что у молодого поколения растет новый протестный потенциал», — заметил журналист.
«Думать, что в молодом поколении произошел перелом, — это иллюзия», — заявил социолог, отметив, что протестующие, осознавшие «опасность и бесперспективность авторитаризма», представляют собой незначительную группу населения.
«То есть в обозримом будущем в политике мало что изменится?»
«Да, — сказал Гудков. — Даже если предположить, что Путин уйдет, мало что изменится. Потому что функционирование системы важнее одной личности. (…) Ошибочно полагать, что Путин сам принимает все решения».
На вопрос о том, стоит ли ждать новых внешнеполитических «авантюр», социолог ответил: «В ближайшем окружении президента есть группы, из аппарата безопасности, которые (…) заинтересованы во внешнеполитических провокациях. Однако экономическая ситуация ставит этому свои пределы. Санкции действуют».
Автор: Андреас Рюш