Одним словам верить не особенно умно, после всего, что было за последние 15 лет на территории СНГ
Итак, в Армении теперь новый премьер-министр. Можно спорить о том, были ли массовые протесты, приведшие его к власти, «майданом» или нет, но более интересно другое – как поведёт себя Пашинян по отношению к России?
Напомним, что было пару недель назад — «Лидер протестов в Армении Никол Пашинян на встрече с делегацией Госдумы объявил, что приоритет его внешней политики — это ориентир на Россию».
Фух! Гора с плеч! Ну, раз так прямо и сказал, значит — всё: волноваться не о чем! Российско-армянские отношения в безопасности, будут крепнуть, цвести и приносить увесистые мичуринские плоды — что при Саргсяне, что при Пашиняне! Даже «более лучшие», более увесистые!
Чтобы в подобном никакие скептики не сомневались, стоит привести обнадёживающие прецеденты из недавнего постсоветского прошлого.
Если не знать всего, что случится потом – военной поддержки Грузии в «войне 080808» (отправку туда ЗРК и специалистов-зенитчиков вместе с ними), продвижения бандеризации страны, поклонения Голодомору с упрёками России в устройстве оного, то можно даже всплакнуть от умиления: какой мощный импульс к миру, дружбе и согласию был у Виктора Андреевича! Какая политическая мудрость, какая взвешенность и продуманность вектора! «Россия – наш стратегический партнёр», да-да.
Раз уж мы вспомнили российско-грузинский конфликт, грех не вспомнить и другого «орла», пришедшего к власти путём уличных протестов – Михаила Саакашвили. И он, что характерно, вовсе не всегда был отмороженным русофобом и врагом Российской Федерации, в начале его «царствования» было вот такое: «Отношения между Россией и Грузией требуют коренного пересмотра, заявил президент Грузии Михаил Саакашвили. «Еще во время моей инаугурации я заявил, что намерен протянуть руку дружбы России. Сейчас я приехал с протянутой рукой в Москву», — сказал грузинский президент».
Вах, какой хороший человек! Приехал с протянутой рукой в Москву – дружбу восстанавливать. Тут, конечно, его подвело слабое чувство неродного языка – уж больно каламбуристый оборот вышел про «протянутую руку», но симптоматично, симптоматично… В Москве в эту руку вложили не так много, как предложил со своей стороны Запад – и дружба Мишей тут же перестала предлагаться.
Да чего уж там – как ни странно, но даже на совсем уж людоедском, погромно-нацистском киевском Майдане 2014 года то и дело проскальзывали заверения, что «мы не против России». Типа таких:
Так что, исходя из всего вышесказанного, слова Пашиняна вызывают осторожное недоверие. Ну, не то, чтобы вот прям «недоверие» — а, скажем так, особого доверия они не вызывают. Слишком многие уже так говорили из тех, кто потом выбрал противостояние с Россией базисом для своей государственной стратегии.
Здесь Пашинян старается сыграть в игру «я не такая, я жду трамвая» — и выглядит это не особенно убедительно: западные СМИ работают в тесной связке с властными элитами, а там отлично знают предпочтения иностранных политиков по отношению к будущему геополитическому вектору. Раз «очень многие в западной прессе» имеют сложившийся консенсус относительно позиции Пашиняна, то это нужно иметь в виду как весомый фактор, а экивоки про «я не прозападный, я проармянский» — обычная словесная эквилибристика. Разве Армения – автаркия и ядерная держава? Нет, это небольшая небогатая страна – а раз так, ей так или иначе нужно будет выбирать чью-то сторону из сверхдержав. Ну, и про признание своего сопротивления вступлению Армении в ЕврАзЭс – отметим, что Никол так и не сказал, изменил ли он свою точку зрения. Нет, он просто «смирился с фактом». Тоже, знаете ли…
Так что, как там на самом деле будут складываться отношения у «новой» Армении с Россией – поживём, увидим. Одним словам верить не особенно умно, после всего, что было за последние 15 лет на территории СНГ.
Григорий Игнатов