Англичане поняли, что под сомнение поставлена их способность оперативно реагировать на угрозы
Расстояние от Москвы до Лондона — 2501 километр, от самого западного российского Калининграда — 1417 км. Ракетный комплекс «Искандер» с использованием крылатой ракеты Р-500 бьет на 500 километров (эксперты Пентагона считают, что это 2000−5000 км).
Береговой ракетный комплекс «Бастион-П» с ракетами «Яхонт» стреляет на 600 километров. Зенитная ракетная система С-400 «Триумф» обнаруживает воздушные цели на дальности в 600 километров и уничтожает их на 400 км. То есть для Великобритании эти виды российского вооружения прямой опасности не представляют, в отличие от баллистических ракет наземного и подводного базирования, крылатых ракет семейства «Калибр». Однако почему-то именно их причислили к самым грозным образцам российского оружия. По крайней мере, такое заявление сделал помощник по потенциалу и боеготовности начальника штаба Королевских Военно-воздушных сил Великобритании Джулиан Болл.Чем же так напугали коммодора британских ВВС зенитная ракетная система С-400 «Триумф», береговой ракетный комплекс «Бастион-П» и оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер»? Выступая на выставке DSEI 2019 (Международная выставка оборонных систем, Лондон) Болл отметил, что эти системы ставят под сомнение возможность Великобритании оперативно реагировать на меняющуюся обстановку. Ну, что тут нужно заметить — вы не суйтесь и не приближайтесь, тогда и страшно не будет.
К слову о выставке DSEI, которая проводится с 1999 года с периодичностью через год. Россия в ней не участвует, да и сам престиж «достижений» оборонных систем не велик и котируется в мире не очень высоко. В нынешнем году там не обошлось без скандалов — организаторы удалили несколько участников за нарушение правил экспонирования. «Вылетели» пакистанский завод боеприпасов и пакистанский же павильон Организации по продвижению военного экспорта. Представителей Исламабада уличили в рекламе материалов, нарушающих требования экспортного контроля правительства Великобритании. Досталось и самим англичанам — дистрибьюторам американской компании, которая производит наручники, кандалы, цепи и прочую тюремную атрибутику.
В общем, уровень у DSEI еще тот, однако он стал площадкой для цитирования угроз исходящих от России, причем с упоминанием именно оборонительных систем (тут только «Искандер» может служить исключением). Тут нужно учесть, что перечисленные ракетные системы играют ключевую роль в новой военной концепции России, известной на Западе как «Зона запрета доступа» (Anti-Access/Area Denial, A2/AD), которая заключается в том, что «войска НАТО не могут находиться и передвигаться в радиусе действия системы запретной зоны без риска нанесения им непоправимого ущерба». Вот, например, Крым сейчас тоже «вне зоны натовского доступа» — ракетные комплексы закрыли его от приближения недружественных России сил. Подобные системы есть не только на Черном море, но и в других регионах, в том числе на Курилах и Сахалине. Вот это и бесит англичан, надо полагать, что и американцев тоже.
Созданные Россией зоны ограничения доступа и маневра Болл назвал «ракетными пузырями». По его мнению, создание таких зон требует коллективного ответа. Справиться с ними помогут использование искусственного интеллекта, а также применение нового оружия и тактики. Считается, что особых успехов в создании зон A2/AD добились Россия и Китай. При этом они носят исключительно оборонительный, защитный характер, а никак средство нападения или агрессии. Почему же так возбудились именно англичане, если ближайшие подобные зоны находятся от Туманного Альбиона на большом удалении — Балтика, Кольский полуостров, еще дальше расположен Крым и уж тем более Владивосток с Камчаткой?
Великобритания в последнее десятилетие истерит по любому поводу укрепления российской военной мощи, как будто русский медведь грозит надрать задницу британскому льву. Поводом для паники становится хоть проход эскадры ВМФ РФ вдоль берегов Альбиона, хоть пролет за сотни километров «залетного» стратегического бомбардировщика, который даже не собирался приближаться к Островам. Вспомним недавнюю временную остановку новейшего российского фрегата «Адмирал Горшков», который по пути следования из Североморска в Средиземное море, зашел в залив Мори-Ферт близ Шотландии, чтобы переждать шторм. Английская пресса тут же выдала «сенсацию» — мол русские проводили секретные учения. Упоминалась при этом станция визуально-оптических помех 5П-42 «Филин», которая при помощи колебаний яркости высокой интенсивности может воздействовать на оптические приборы кораблей противника. Как было заявлено — «английских моряков тошнило», хотя достаточно было просто закрыть глаза, да и дальность «световой пушки» «Филина» действует на полторы морские мили.
Шок вызвал в Великобритании и поход российской ударной авианесущей группы во главе с лидером авианосцем «Адмиралом Кузнецовым» в прошлом году. А ведь просто прошли мимо. Боятся — значит уважают? Как бы не так! Великобритания таким образом взывает к союзникам по НАТО, потому как понимает, что былое величие и мощь безнадежно утрачены. Исторически мы находимся с Великобританией в состоянии войны уже более 300 лет. Это при том, что неоднократно выступали в качестве союзников, а открытые столкновения были лишь во время крымских войн, когда англичане в составе союзнических контингентов пытались захватить Севастополь. Россияне, по большому счету, англичан любят, как образец джентльмена. Да и чопорные жители туманного Альбиона охотно женятся на русских девушках и весело отжигают в Москве. Но при этом многовековая история всегда ставила Россию и Британию в разряд извечных врагов.
«России всегда приходилось отбиваться от двух врагов — восточного и западного, — писал военный историк Антон Керсновский. — Восточный враг приходил к нам из глубины азиатских степей сперва в облике обров и половцев, затем монголов и татар, и наконец, турок. Имя западного врага было и остаётся одним — англичанин. Враг жестокий и изуверский, беспринципный и бесчеловечный, коварный и беспощадный, надменный и вероломный. Враг, который не раз ради своей выгоды вступал в союз с Россией и всякий раз продавал и предавал её. Впрочем, не только Россия, весь мир страдал и страдает от алчности, жестокости и вероломства англичан».
Оценка жесткая, но весьма правдивая. Англия снабжала оружием японскую армию во время войны 1904−05 годов, когда русская армия потерпела поражение в Порт-Артуре. Английская разведка поставляла новейшие винтовки революционным рабочим на баррикадах Пресни в Москве в 1905−07 годах. Февральская революция 1916 года прошла при финансировании Лондоном Мелюкова, который сместил «вектор» в сторону свержения конституционной монархии, которую хотел установить в России Гучков. Во время Гражданской войны англичане поддерживали по своим усмотрениям то красных, то белых и едва не оккупировали Архангельск. Нападение Гитлера на СССР тоже было спровоцировано именно Великобританией, сдавшей всю Европу ради «борьбы с большевизмом».
Пусть история многовекового противостояния Великобритании и России останутся темой для изысканий публицистов и политиков, там есть в чем разбираться. А вот нынешние реалии таковы, что политика во взаимоотношениях наших стран в большей степени носит совсем не военный характер. Надо признать, что современный боевой потенциал Лондона поиздержался. Российская армия многократно превосходит по возможностям и боевому потенциалу армию Великобритании, но нет даже видимого намека на то, чтобы русские танки рвались к Ла-Маншу. Зачем тогда Лондону так опасаться российских запретных зон риска?