Честно говоря, нет особого желания в который раз критиковать украинского президента. После встречи «нормандской четверки» в Париже многие украинские обозреватели заговорили о том, что на последующие четыре месяца Зеленский получил очередную индульгенцию от зарубежных партнеров. Своеобразный последний шанс доказать свою эффективность и договороспособность на занимаемом посту.
Правда, иностранные «друзья» порой вкладывают в эти понятия настолько противоположные смыслы, что становится очевидной вся тщетность надежд на преображение президента в сильного лидера.Казалось бы, в этой неразрешимой ситуации президент Украины заслуживает порции жалости и сочувствия. Однако с таким проявлением гуманизма тоже не особо складывается. Возникает простой вопрос: а ему самому это надо? Ведь о сочувствии он просил мировых лидеров в Париже, жалуясь на бессердечных националистов, готовых свергнуть его за любую попытку выполнения Минских соглашений. А в общении с украинскими гражданами весь свой артистизм и обаяние Зеленский продолжает использовать для банальной промывки мозгов.
В поисках все новых и новых форм коммуникации с обществом, всяческих изюминок, фишек и приколов Зеленский продолжает оставаться обыкновенным шоуменом. Окопавшиеся на Банковой предприниматели средней руки полагают, что вместо обучения сложным политическим навыкам эффективнее будет и далее эксплуатировать сильные стороны их «лидера» и, прежде всего, умение вызывать симпатию и доверие публики. А пока народ будет с веселящей надеждой взирать на светлый лик «Зе», серьезные дяди все тихонько между собой порешают. И в рамках этой «стратегии» президенту приходится запускать очередные медиа-проекты, одним из которых стал выпуск авторской колонки «от Зеленского» на страницах представительного журнала для «просвещенной» публики.
Показательно, что первое послание Зеленского в формате «интеллектуального глянца» появилось именно в еженедельнике «НВ», который принадлежит инвестиционной компания Dragon Capital во главе c хорошо известным на Украине чешским «инвестором», президентом Европейской бизнес-ассоциации Томашем Фиалой. Использование информационной площадки лоббиста западного капитала, близкого к Соросу и прочим либералам-финансистам, свидетельствует о том, что президент продолжает попытки усидеть на двух стульях, подыгрывая украинским олигархам и глобалистам одновременно. Насколько долго он сможет находиться в такой растяжке? Его мудрая команда, наверное, думает, что вечно. Но у каждой из конкурирующих сторон есть свое мнение на этот счет. Правда, все соглашаются касательно необходимости дальнейшего обеспечения информационной дымовой завесы для «плебса», в создании которой ключевая роль отводится именно «самому талантливому стендаперу», по совместительству работающему президентом Украины.
«Мы точно можем стать самой динамично развивающейся страной мира. Страной с самым быстрым темпом позитивных изменений — не только в экономике, но и во всех сферах жизни. Можем доказать, что невозможное возможно. Доказать это друзьям, врагам, но прежде всего — самим себе», — обращается к читателям «НВ» президент Украины.
О чем это все? За мишурой красивых на вид слов прячется отсутствие минимального понимания государственных задач и азов целеполагания, понятных людям, а главное, реально достижимых. «Позитивные изменения» можно было бы обозначить в количественных показателях? Конечно можно, если бы речь шла о конкретных планах, а не о благих пожеланиях светлого будущего. Лексика «манифеста» явно одолжена у авторов различных мотивационных тренингов по личностному росту. При этом абсолютно непонятно, что должно мотивировать оставшихся жителей Украины «динамично рвать жилы», доказывая абстрактному непонятно кому аморфное непонятно что. Кредит доверия Зеленскому? Так он уже на исходе.
В упомянутой авторской колонке президент также обозначил «формулу будущего для Украины» под условным названием «Вперед и вверх!», состоящую из пяти пунктов. Кратко обозначим и оценим ключевые направления нового «украинского прорыва» по версии Зеленского. Во-первых, это мир: «Без мира никакого развития быть не может. Мы хотим мира на наших условиях. То есть с возвращением Украине территорий и наших людей». Сложно спорить с первым тезисом. Дальше идет обычное для украинской партии войны словоблудие и дуракаваляние, направленное на фактический саботаж мирного процесса и тем более любых форм реинтеграции.
Во-вторых, президент говорит про «эффективные институты и прозрачные правила игры, обязательные для всех». Имеется в виду долгожданная победа над коррупцией и справедливое правосудие, а также защита прав собственности. Понятно, что западные институты и корпорации давно бы хотели обеспечить на Украине такие сказочные условия лично для себя. Отсюда сумасшедшие бюджеты на всякие НАБы, САПы и т. п. Простым же обывателям давно пора понять, что в современном мире коррупция неискоренима в принципе, а ее уровень в такой нищей стране, как Украина, объективно будет оставаться высоким. Если, конечно, не верить в сказки профессиональных антикоррупционных борцов, заполонивших своими «честными» телесами весь местный политикум.
В-третьих, в поле зрения Зеленского попадают инвестиции, для привлечения которых «понадобится убрать непроходимые барьеры и ненужные регуляции, тормозящие развитие бизнеса». И снова лукавство, прикрытое бодренькими лозунгами. По мнению многих экспертов, приход инвестиций на Украину сдерживает не столько избыточная «регуляция», сколько «непроходимый барьер» в лице неэффективной и жадной власти на всех ее уровнях, не способной гарантировать инвестору даже исполнение собственных обещаний. Примитивный характер украинской экономической модели стимулирует иностранных капиталистов в основном к спекуляциям на местном рынке. Их «местные» братья десятилетиями бесконтрольно, в сговоре с властями, выводят основную часть прибыли за границу. Ну а «команда Зе» и вовсе анонсирует в скором времени уменьшение украинского государства до размеров смартфона. По всем приметам бизнес на Украине скоро расцветет буйным цветом! Тем более что любые права местных наемных работников в новом проекте КЗоТ предлагается упразднить за ненадобностью.
Четвертым приоритетом своей «формулы успеха» Зеленский назвал «качественно иную инфраструктуру» или «все то, что помогает человеку жить и добиваться успеха в Украине: инфраструктура медицинская и образовательная, цифровая и энергетическая, финансовая и коммунальная». Что тут скажешь? Жить и добиваться успеха украинцам давно уже помогает или доступ к махинациям с бюджетными средствами, или «доходное» место, или умелое маневрирование вместе со своим бизнесом в полулегальном поле. Другие «истории украинского успеха» в основной своей массе также состоялись вопреки окружающей инфраструктуре или тем более государственной заботе. Да и вообще, забавно анонсировать быстрое улучшение качества по всем направлениям сразу, стыдливо умалчивая о том, что только спасение ЖКХ требует нереальных для сегодняшней Украины десятков миллиардов долларов капиталовложений.
Вдобавок ко всему украинского лидера также очень беспокоит «народовластие». Причем «не декларативное, а реальное. Механизм, который позволит людям влиять на решения власти — от уровня громады до уровня президента». Каких же, интересно, механизмов сейчас не хватает? Лайков, дизлайков и комментариев вроде насобирали уже достаточно. Может, прорывным свершением станет внедрение в практику столь разрекламированной процедуры референдума? Вполне возможно, что после оперативного решения самых больных вопросов (с той же землей), можно будет побаловаться и этой игрушкой. Например, выяснять на локальных плебисцитах, кто из героев более подходит для названия отдельных улиц: Бандера или Шухевич? Будет очень даже демократично!
Пять магистральных направлений украинской «формулы успеха», по Зеленскому, походят на сеанс аутотренинга для адептов культа великого украинского чуда. Сколько таких осталось на Украине? При этом украинский «лидер» действительно пытается внушить окружающим «невозможное», в частности, то, что хороший человек — это все-таки профессия. А бодрая улыбка, позитивный настрой и регулярный фитнес способны уберечь страну от катастрофы. «Побежали!» — таким призывом резюмирует свое эссе Зеленский. И какая разница куда? В процессе бессознательного движения, как говорят в народе, можно будет хотя бы согреться.
Что мешает «команде Зе» сочинять более вменяемые и близкие к украинским реалиям идеологические конструкции? Не в последнюю очередь, наверное, советы зарубежных друзей-реформаторов. Ну и их многочисленных местных «воспитанников». Ведь западные эксперты в нюансы украинской действительности особо не вникают. Вот, например, агентство Bloomberg еще перед саммитом в Париже выдало «инсайд из дипломатических кругов», согласно которому «Владимир Зеленский теряет популярность из-за его предполагаемой связи с олигархом Игорем Коломойским, а также из-за проводимых в Украине экономических реформ. Отмечается, что президент Украины добился, чтобы его план мирного урегулирования на Донбассе поддержали церковь и военные, но важнее всего для него заручиться поддержкой президента России Владимира Путина».
И как же можно оценить вышеупомянутый «анализ»? Как винегрет из домыслов и ложных умозаключений. Популярность Зеленского падает на фоне завышенных ожиданий людей, поверивших в то, что марионетка олигархов идет во власть защищать их интересы. Да, многие «знающие» эксперты сегодня утверждают, что президентом движут в целом благие намерения и он с удовольствием хотел бы войти в историю в качестве доброго, позитивного дяди. Но по сути своей он остается мелким лавочником, фокусирующим свое внимание (и миропонимание) на брендовых шмотках (#туфлиСоловьева), и не более того. Поэтому шансов стать державным мужем у него не просматривается. Да и зачем, собственно, киевским властям президент-государственник? Брать «на понт» врагов родины и Коломойский, если что, сумеет.
«Монументальный масштаб» Зеленского-политика подтверждают даже его ближайшие родственники. «Уверен, что он на один срок пришел. Разве что если фирма его рассыпется, пока его нет, может, и согласится на второй срок. Пока фирма его теряет. Отсутствие Вовы сказывается на фирме», — просто и с поразительной искренностью объясняет логику действий сына отец президента — Александр Зеленский. Так что доверчивым украинцам не стоит особо надеяться на какой-либо «прорыв» от президента, который на самом деле искренне переживает лишь о том, кто «в лавке остался». Главное, как известно, чтобы костюмчик сидел. И мотня не мешала динамичному движению.
Войцех Михальски, ИА Альтернатива