Передовые отряды сирийской правительственной армии соединились с частями гарнизона Дейр-эз-Зора, прорвав блокаду, длившуюся около трех лет. Это настоящий триумф, которому активно содействовали ВКС и ВМФ России. Увы, в рядах российской армии не обошлось без потерь. Но теперь с уверенностью можно сказать – конец войны не за горами.
Президент Сирии Башар Асад уже поздравил командование гарнизона Дейр-эз-Зора со снятием трехлетней блокады. «Вы доказали своей стойкостью, что вы ответственны перед будущими поколениями. В истории будет записано, как вы несмотря на свою малочисленность пожертвовали самым ценным ради мирных граждан», - заявил он в рамках телефонного разговора с военными.
Подобных жестов с его стороны не было даже во время освобождения Алеппо.
Наступление на Дейр-эз-Зор начало стремительно развиваться после ликвидации крупных котлов в тылу группировки правительственных войск. К утру вторника сирийские войска подошли к городу вплотную, и появились все основания полагать, что так называемая «первая фаза» деблокады Дейр-эз-Зора завершиться в само ближайшее время.
Войска наступали по двум смежным направлениям: на северном через пустыню и на южном прямо по трассе Пальмира - Ас-Сухна - Дейр-эз-Зор. Скорость продвижения была принципиально разной, как и точки выхода к городу.
На севере соединения 17-й дивизии и 5-го Легиона, быстро переместившись через пустыню и нефтяное поле Харатта, накануне вечером остановились за небольшим населенным пунктом Тар ас-Сирра в непосредственной видимости от передовых позиций гарнизона Дейр-эз-Зора в районе 137-й военной базы. Утром САА откусила у боевиков еще 500 метров территории, и от деблокады города ее отделяли только 2,5 километра.
Между передовыми частями 17-й дивизии полковника Исама Захреддина и гарнизоном 137-й базы была установлена прямая радиосвязь. Однако джихадисты стянули в район у горы Сарда всю оставшиеся у них артиллерию, в том числе, гаубицы. В итоге утренние бои на этом узком участке приняли характер артиллерийской дуэли с элементами контрбатарейной борьбы, что для войны в Сирии не слишком характерно.
К середине дня элитное подразделение «Тигры» настолько увлеклось использованием тяжелой артиллерии (на поступающих кадрах видны гаубицы непонятного происхождения и большого – явно больше 150 мм – калибра, ведущие огонь прямо с платформ трехосных грузовиков, смахивающих на КАМАЗы), что начало поливать «дождем снарядов» (это дословная цитата) не только 2,5 километровое пространство у 137-й базы, но и позиции ИГИЛ* к югу от Дейр-эз-Зора на нагорье Тарда.
Использовать преимущество дальнобойности гаубиц-монстров удалось в полной мере – позиции боевиков в этом районе были просто уничтожены. Картину разрушения дополнил российский фрегат «Адмирал Эссен» в акватории Средиземного моря, в переломный момент выпустивший по базам джихадистов несколько ракет «Калибр» (видео можно посмотреть тут).
На стороне правительственных войск был безусловный численный и качественный перевес. Но главный их аргумент – российские ВКС, которые не только уничтожали колонны отступающего противника все последние дни, но и сопровождали быстрое продвижение соединений САА на восток.
Кстати, в составе наступающих правительственных войск попадаются российские бронеавтомобили «Выстрел» (БМП-97 на базе КАМАЗ-43269). В эксплуатации на начало этого года их не более 100 единиц, большинство на 7-й базе в Абхазии и в составе подразделений антитеррора РВСН (охрана дивизий ракетных сил стратегического назначения). В прошлом году один такой бронеавтомобиль был захвачен игиловцами в Пальмире. Джихадисты смогли его завести и с удовольствием на нем катались, пока россияне не устроили на эту машину полноценную охоту.
В июле уже этого года у аль-Талиля южнее Пальмиры броневик был обнаружен и показательно уничтожен. Сейчас у Дейр-эз-Зора их, скорее всего, используют ЧВК.
Продвижение на город вдоль пальмирской трассы со стратегической точки зрения считается более важным, поскольку обеспечит прямое снабжение Дейр-эз-Зора и позволить приступить к освобождению аэродрома. Поэтому именно на этом участке столь активны ВКС РФ, наносящие удары по позициям боевиков у Панорамы.
Джихадисты несколько раз пытались контратаковать с юго-востока, но все их атаки были отбиты. К сожалению, с потерями. Кроме того, вечером в понедельник Минобороны подтвердило гибель двух российских военнослужащих в результате минометного обстрела, которому подверглась автомобильная колонна Центра по примирению на пальмирской трассе. Один из них погиб на месте, второй скончался в госпитале. Оба представлены к государственным наградам.
Судя по всему, это последствия контратак джихадистов по флангам наступающей группировки. Со своей стороны, правительственная армия потеряла один БМП и несколько «тачанок» (предположительно). Потери же игиловцев никто толком подсчитать не может, но они наверняка исчисляются сотнями, и в основном это заслуга российских ВКС.
На пространстве между двумя наступающими группировками САА джихадисты даже не пытаются сопротивляться, спешно покидая эту территорию. Ожидается, что уже к вечеру вторника будет зачищено нефтяное поле Аль-Мазра, а обширная территория к западу от него давно считается пустой.
По неподтвержденным данным, большая часть командования и «администрации» ИГИЛ уже эвакуирована далеко на юг вдоль берега Евфрата – в город Маядин.
Стоит отметить, что, несмотря на стратегическую важность продвижения вдоль пальмирской трассы через Панораму к центру Дейр-эз-Зора и на юго-восток через городское кладбище к аэропорту, «первой фазой» деблокады было объявлено соединение с 137-й базой. Так оно в итоге и вышло. Возможно, это было связано с пропагандистской составляющей, поскольку наглядно продемонстрирует соединение гарнизона и наступающих частей.
После установление контакта с гарнизоном артиллерийский огонь переместился на позиции джихадистов к югу от Дейр-эз-Зора с целью не допустить бегства крупных соединений противника вдоль берега Евфрата, где боевики теоретически могли бы организовать новые позиции для обороны, на взлом которых придется тратить время и ресурсы.
Вполне возможно, что фронт стабилизируется в районе Маядина в принципиально иной климатической зоне заливных лугов и садов у Евфрата. Все еще велика вероятность того, что передовые части ИГИЛ будут цепляться за старые позиции у городского кладбища и вокруг аэродрома, но при сегодняшней плотности огня вряд ли они смогут удержаться там более суток.
Разгром ИГИЛ под Дейр-эз-Зором – это освобождение от джихадистов последнего крупного населенного пункта Сирии, ими удерживаемого. Если, конечно, забыть о «заповеднике гоблинов» - провинции Идлиб.
Детали последующих за этим событий предсказать трудно. Практически ежедневно поступают сообщения о ликвидации анклавов, в которых засели те, кто отказывается сложить оружие. Этот процесс не бесконечен, но может занять еще несколько месяцев, так как правительственные войска используют для решения этой задачи небольшие силы и делают всё не спеша.
Их право. Война еще не выиграна, но сейчас можно впервые за два года сказать, что ее завершение видно невооруженным глазом.
* Организация, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"