Украинская кровь становится экспортным товаром
Кабмин обнародовал распоряжение о предоставлении специального разрешения компании «Биофарм Плазма» на экспорт компонентов донорской крови и изготовленных из нее препаратов. Всего в список разрешенных к вывозу попали более 30 наименований продукции («Альбумен», «БиоКлот», «Биовен», «Плазмол», иммуноглобулины и пр. ).
В последующем подобные разрешения могут получить и другие компании.
Как сказано в пояснении к документу, согласно отечественному законодательству, компоненты и препараты из донорской крови можно реализовать за пределами страны при условии полного обеспечения ими самих украинцев. Ссылаясь на данные Минздрава, в правительстве заверяют, что сейчас в Украине скопились немалые остатки крови, что полностью покрывает внутренний спрос. Продажа за границу не только расширит экспортный потенциал отечественной фармацевтики, но и будет способствовать увеличению производства лекарств, – резюмировали в Кабмине.
Исполнительный директор Национальной медицинской палаты Сергей Кравченко считает, что правительство, мягко говоря, переоценило возможности украинских доноров. «У нас не существует централизованной службы крови, нарушена логистика поставок, в итоге нет не только переизбытка, но и, наоборот, наблюдается дефицит донорской крови. Об этом не понаслышке знает каждый, кому нужно переливание – люди сами ищут доноров, покупают кровь за собственные деньги. В такой ситуации говорить об экспортном потенциале – просто кощунство», – утверждает эксперт.
В то же время представитель общественной организации «Медицинский контроль» Игорь Щедрин считает, что легальный экспорт препаратов крови может быть выгоден как самим компаниям, так и рядовым украинцам. «Легальные поставки заставят фармацевтов инвестировать в систему развития донорства, ведь они сами будут заинтересованы в заготовлении сырья», – говорит он.
«Страна» разобралась, кому и по каким ценам будут продавать украинскую кровь и как это скажется на здоровье рядовых украинцев.
Самим не хватает
Основной источник пополнения запасов крови в Украине – доноры. Забор крови осуществляют на автономных станциях переливания крови или в пунктах при больницах. Таковых на сегодняшний день насчитывается порядка 450. Там кровь проверяют на инфекции, обрабатывают, разделяя на компоненты (эритроцитарная масса, плазма, факторы свертываемости и др.) и затем отправляют в больницы.
Как утверждает Сергей Кравченко, проблемы есть сразу по всем направлениям – от забора крови до ее переработки и транспортировки.
Во-первых, практически разрушена система донорства. Согласно данным ВОЗ, норма заготовки крови из расчета на каждого жителя – 12 мл в год. У нас этот показатель меньше – всего 9,5 мл. При этом потребности, с учетом войны на Донбассе, явно больше среднестатистических. То есть, дефицит, о котором говорят эксперты, – не преувеличен.
Причина такой ситуации – мизерные компенсации (73 гривни и скромный обед), а также отсутствие пропаганды донорства (многие европейские страны добились почти 100% безопасной сдачи крови от населения).
Но даже полученная кровь не всегда доходит до пациентов.
По самым скромным оценкам, в Украине пропадает (из-за неправильного хранения, по сроку годности и прочее) до 20% всей донорской крови. В итоге родственникам нуждающихся в чужой крови пациентов приходится искать доноров самостоятельно. И тут уже совсем другие расценки – от 1 тысячи до 2-3 тысяч гривен, в зависимости от того, насколько редкие группа и резус-фактор.
«У нас существуют лишь остатки советской системы забора крови. Нет централизованной национальной службы крови, нет пропаганды донорства. В итоге – нет планирования. У каждого центра переливания – свои списки доноров с разными группами и резус-факторами крови. Если речь идет о сложных случаях, нужный образец приходится искать буквально по всей стране. У меня был нуждающийся постоянно в переливании крови пациент, и ему из 400 образцов подходил только один. Поиск такой крови стоит немалых денег», – рассказал эксперт.
О реформировании системы забора крови в Украине говорят уже давно. В прошлом году в Минздраве озвучили идею о создании Национальной службы крови. Она должна заготавливать, тестировать, перерабатывать, хранить и распределить донорскую кровь и ее компоненты. Служба будет иметь три уровня: национальный (Национальный трансфузиологический центр), областной (региональный центр крови), госпитальный (больничные банки крови). Плюс к этому должны создать орган, который станет эту службу контролировать.
Такая структура, как заверяли в Минздраве, соответствует европейской практике и регулируется директивами ЕС, принять которые Украина обязалась в рамках ассоциации с Евросоюзом. Но пока реформы так и остались на бумаге.
Как рассказала президент «Ассоциации молодых доноров Украины» Ирина Славинская, в конце марта Минздрав с участием представителей профильной общественности снова начал работать над стратегией создания службы крови. Закончится ли эта работа конкретными действиями в этот раз – покажет время.
Кому нужна наша кровь
Несмотря на дефицит донорской крови, Ирина Славинская не видит проблемы в экспорте. «Дело в том, что экспортировать будут не саму донорскую кровь, а изготовленные из нее препараты. У нас, к примеру, просроченной плазмы скопилось более 3 тысяч тонн. По действующей в Украине технологии, плазму оставляют на хранение на шесть месяцев. Именно так можно убедиться, что она не содержит опасных инфекций. Существующие у нас методы проверки крови крайне ненадежны. А способ, который применяется во всем мире – ПЦР-диагностика – очень дорогой. Затем сроки хранения этой плазмы продляют на полтора, потом на три года. Так появляются излишки, которые, в итоге, использовать нельзя, а за утилизацию нужно платить. Выгоднее продать фармпроизводителям», – пояснила эксперт.
Самим фармацевтам такая схема поставок сырья очень выгодна, уверен Игорь Щедрин.
«Они получат его за копейки, а препараты смогут продавать по мировым ценам», – говорит он. Его коллеги подсчитали, что экспорт препаратов крови может дать поставщикам двойной, а то и тройной подъем.
«Правда, вопрос – куда они эти препараты будут продавать. Ни одна развитая страна такую продукцию не возьмет. Европа, к примеру, боится нашей крови как огня, ведь нет гарантии, что она безопасна», – добавила Славинская.
Согласно данным «Биофармы» (совладельцами компании являются предприниматель Василий Хмельницкий и экс-министр транспорта Константин Ефименко), их основными покупателями станут Грузия, Монголия, Вьетнам, Азербайджан, Казахстан, с которыми компания заключила контрактов на сумму $7,5 млн.
Препараты крови «Биофарма» продавала за границу и ранее – распоряжения о выдаче ей спецразрешений в свое время принимало, в частности, правительство Арсения Яценюка.
Как считает Щедрин, развитие экспорта крови может пойти Украине на пользу.
«Во-первых, производителям наверняка нужно будет пополнять запасы сырья и они станут пропагандировать донорство и достойно оплачивать его. Во-вторых, улучшится качество продукции», – предположил он.
Кроме того, не исключено, что появятся новые инвесторы, которые захотят наладить производство в Украине препаратов из крови.
1300 гривен за литр
Впрочем, в этой цепочке есть и слабое звено. Запасы «лишней» крови рано или поздно закончатся, а это значит, что фармацевты будут искать дополнительное сырье. Не исключено, что его станут закупать на станциях переливания крови. Не соблазнятся ли последние возможностью выгодно продать кровь, вместо того, чтобы отправлять ее в больницы – большой вопрос.
Тем более, что скандалы с реализацией донорской крови из-под полы у нас уже были.
Так, в прошлом году СБУ накрыла одно из коммунальных предприятий Киева, которое незаконно продавало донорскую кровь частной клинике, вместо того, чтобы отправлять ее в государственные медучреждения. За два года медики заработали 20 млн грн, заявили тогда в СБУ.
Эксперты утверждают, что подобные случаи в Украине – не редкость. В стране существует огромный черный рынок крови с ежегодным оборотом порядка 90 тысяч литров крови.
А если спрос на донорскую кровь вырастет, то увеличится дефицит и взлетят цены (сейчас – порядка 1,3 тысячи гривен за литр). В такой ситуации украинцам придется переплачивать за кровь втридорога, а в некоторых случаях нужную дозу и вовсе невозможно будет найти.
Мария Романова, «Страна», Украина