Бывшие советские республики договорилась с Брюсселем о выходе из общей энергосистемы
Электрическая идея-фикс, овладевшая сначала Литвой, а потом под нажимом Вильнюса и Латвией с Эстонией, претворяется в жизнь. В Брюсселе главы стран Балтии утвердили календарь работ по отключению своих линий электропередачи от энергокольца БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия, Литва), оставшегося в наследство от СССР.
Отключение и синхронизация должны произойти до 2025 года включительно. Но только на словах процесс кажется простым. На самом деле — огромные сложные дорогие работы, включая строительство трансформаторных, новых ЛЭП, кабеля, соединяющего Польшу с Прибалтикой, как ранее проложили по дну Балтики такой же кабель, соединяющий со Швецией (но он все время выходит из строя), сложные процедуры отключения и синхронизации сетей — настолько сложные, что намеченные на июнь испытания отложили на неопределенный срок…
Ну и стоить вся эта электрическая галиматья будет для маленьких прибалтийских стран весьма недешево. Как сообщило руководство осуществляющей проект литовской компании Litgrid, в проект синхронизации энергосетей стран Балтии с сетями континентальной Европы придется вложить примерно 1,5 миллиарда евро. Литве предстоит инвестировать больше всех — около 650 миллионов. Правда, глава правления Litgrid Римвидас Штилинис заверил на пресс-конференции: Брюссель поможет и уже подбросил деньжат на это дело, поэтому потребители почти не ощутят изменений.
Так ли будет — посмотрим. Евросоюз трясет. Великобритания, похоже, все-таки покинет ЕС вместе со своими деньгами — то есть судя по настроением в Лондоне, глядишь, без договора.
Ну да, это дело Прибалтики, ее выбор, хотя с экономической точки зрения довольно странный: либо этот маленький регион решил пролоббировать интересы европейских энергетических компаний, либо готовится в какому-то большому конфликту, так как система БРЭЛЛ никогда не подводила, наоборот, неоднократно выручала поставками электричества, и предположить, что она может ни с того ни с сего стать ненадежной можно только на случай крайне конфликтного развития отношений Запада и России.
Правда, президент Литвы Даля Грибаускайте, фактически и инициировавшая бегство Прибалтики из кольца БРЭЛЛ, хотя и постоянно говорит о мифической военной опасности со стороны России, в ситуации с поставками электроэнергии из РФ скорректировала позицию. «Из московских диспетчерских по проводам течет не только электричество, но и политическое влияние», — сказала она в годовом докладе Сейму. То есть все-таки не война. Но все равно непонятно. Наоборот же: когда той же Литве не хватало электричества, московские диспетчерские без какого-либо политического влияния по просьбе Вильнюса подбрасывали «огоньку». Может быть Грибаускайте имела в виду какие-то тайные финансовые отношения наших электроэнергетиков с политическими партиями Литвы? То есть по сути взятки за решение каких-то выгодных России вопросов? Это вряд ли. В Литве — большие скандалы с отставками даже из-за намеков на честное сотрудничество с Россией, а никакие взятки вообще не доказаны.
То есть выход из системы БРЭЛЛ — это, скорее, все же не предвоенный, а финансово-политический ход в пользу других источников электроэнергии, точнее, западного бизнеса. Нечто вроде борьбы с «Северным потоком-2», только в электросфере. Недаром министр энергетики Жигимантас Вайчюнас после подписания соглашения в Брюсселе сказал: страны Балтии договорились, что после реализации проекта торговля электроэнергией с третьими странами вестись не будет. «Как и написано в соглашении, после синхронизации не остается инфраструктуры для торговли», — пообещал Вайчюнас.
Между тем, Калининградская область питается энергоресурсами через территорию Литвы. Видимо, в Вильнюсе полагали, что вольны поступать со своими сетями как угодно, без учета интересов российского эксклава. Мол, выйдем из системы БРЭЛЛ когда захотим, а Москва никуда не денется и будет действовать по условиям Литвы, и будем вертеть ею как пожелаем.
Ан нет. Москва упредила действия Вильнюса, ждать у Балтийского моря погоды не стала. Как сообщала 8 марта «Свободная пресса» («Энергетическая драма: Прибалтику унизил „развод по-кремлевски“ без скандала»). Россия стала заранее готовиться к выходу стран Балтии из системы БРЭЛЛ, построила в Калининградской области в целях обеспечения энергобезопасности Маяковскую и Талаховскую ТЭС мощностью по 156 МВт и вот в марте вошла в строй Прегольская газовая ТЭС мощностью 456 МВт. «С введением в эксплуатацию Прегольской ТЭС мы выходим на проектную мощность новой энергосистемы. Процесс сопровождается масштабной модернизацией газотранспортной системы и электросетевого хозяйства с применением технологии „умных сетей“. Калининградская область получает мощный импульс опережающим темпам социально-экономического развития. Строительство объектов дало огромный ресурс для российской промышленности», — сказал тогда вице-премьер Дмитрий Козак.
И сообщил, что Россия не станет сама выходить из системы БРЭЛЛ, пока к этому не готовы прибалтийские партнеры, но, по его словам, останется в системе уже на других условиях. То есть скорее всего странам Балтии придется платить дополнительно за электричество еще до своего выхода из энергокольца.
Калининградская область, в отличие от Латвии, Литвы и Эстонии, уже обрела «электрическую независимость». Страны Балтии получили неприятный сюрприз: в нашем эксклаве успешно прошли испытания по отключению от БРЭЛЛ. Так что Калининградскую область не только не удастся поставить в неудобное положение (в обиходе люди называют такую ситуацию грубовато — «раком»), но и Прибалтика, возможно, сама окажется в таком положении. Все теперь зависит от воли российского руководства и договороспособности прибалтийских столиц.
«Калининград проводит испытания работы в изолированном режиме и, похоже, как мы видим, эти испытания прошли успешно. Это значит, что Калининград может работать изолированно, а Прибалтика может оказаться отключена от кольца БРЭЛЛ», — сетует в беседе на телевидении портала Delfi бывший министр энергетики Литвы Арвидас Секмокас, управлявший энергосистемой республики в 2009—2012 годах и ярко продемонстрировавший в тот период недружелюбие к России.
А глава Комиссии Сейма Литвы по энергетике Виргилиюс Подерис, похоже, в шоке: «С российской стороны очень мало говорят, мало объясняют. На порталах у них можно найти очень скупую информацию. Но их практические шаги весьма впечатляют».
То ли еще будет. Но это выбор Прибалтики, а не России.