На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Анализируй это

2 984 подписчика

Совет Европы — России: Готовы полюбить, платите деньги

Почему для России унизительно поддаваться на шантаж ПАСЕ

Россия не должна платить долг по взносам в бюджет Совета Европы за период 2017—2018 годы, когда она не участвовала в работе Парламентской ассамблеи СЕ. Об этом заявил РИА Новости первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров.

«Решение о том, будут ли выплачены Совету Европы эти деньги или нет, будут принимать МИД и Минфин, но я считаю, что мы платить этот долг не должны. Россия в эти годы не могла принимать полноценного участия в работе всех структур СЕ, и не по нашей вине», — подчеркнул сенатор.

Ранее пресс-секретарь генсека Совета Европы Дэниел Хольтге заявил, что Россия за 2018 год и часть 2017-го задолжала 55 миллионов евро в бюджет организации.

В тот же день стало известно, что взнос за 2019 год Россия заплатила, сумма оплаченного взноса составила около 33 миллионов евро

Напомним, 30 июня 2017 года Россия приостановила часть выплат в бюджет СЕ, пока права ее делегации в ПАСЕ не будут восстановлены. В июне 2019 года ПАСЕ восстановила права российской делегации, и российские парламентарии вернулись к полноформатной работе в ассамблее.

После этого постоянный представитель России при СЕ Иван Солтановский рассказал журналистам о том, что решение ПАСЕ полностью восстановить права делегации РФ создало условия для погашения российской задолженности в Совете Европы.

«Поскольку произошел перелом, созданы условия для погашения нашей задолженности. Когда и как — это зависит от решения нашего политического руководства», — отметил он.

Отметим, что уже тогда это вызвало бурную дискуссию в российском обществе, часть которого считает, что платить за то время, когда Россия была лишена права голоса не только неправильно, но и унизительно для страны.

Может, прав Джабаров, и нам действительно не стоит это делать? Или хотя бы выставить некие ответные условия?

—  На мой взгляд, Джабаров прав, — говорит заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.

—  Единственное, в чем я не уверен, существует ли механизм выделения из общей суммы платежа Совету Европы собственно доли Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Ведь Совет Европы — это не только ПАСЕ, но и другие институты, в первую очередь, Комитет министров, включающий руководителей внешнеполитических ведомств стран-членов, и Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Все то время, пока российские парламентарии были лишены возможности участия в заседаниях ПАСЕ, министр иностранных дел Лавров посещал мероприятия Комитета министров, а россияне за защитой своих прав обращались в ЕСПЧ. Я думаю, что необходим диалог. Здравый смысл подсказывает, что справедливости ради какую-то сумму заплатить придется, но сумма долга должна быть уменьшена с учетом реалий.

«СП»: — Что будет, если мы откажемся?

—  На самом деле ситуация патовая, поэтому спрогнозировать реакцию СЕ сложно. Членство России в организации важно для Совета Европы. Оправданность российского «бойкота», думаю, осознается большинством членов СЕ, за исключением некоторых стран, во внешней политике которых превалируют идеологические мотивы. Россия тоже не намерена хлопать дверью, хотя бы потому, что европейские страны являются для нас важными внешнеторговыми партнерами. Поэтому в ходе переговоров, скорее всего, будет достигнут компромисс.

«СП»: — Для нас это серьезная сумма? Или тут вопрос принципа?

—  Для России это вопрос справедливой и последовательной внешней политики. Мы не отступаем от норм международного права, но требуем и в отношении нас эти нормы соблюдать. Ну и наконец, если Россия позволит признать необоснованные, беспочвенные обвинения в свой адрес, это может стать прецедентом, который спровоцирует целую серию подобных антироссийских провокаций.

«СП»: — Почему бы не выставить условие выплаты этого «долга»? К примеру, признание Крыма?

—  Торг здесь неуместен, как сказал один известный классический персонаж. Если серьезно, нет никакого смысла смешивать настолько разные вопросы. Это даже опасно. Потому что это в каком-то смысле шантаж. А это не наши методы. Не будем опускаться до уровня украинских соседей. Ведь сам факт обмена признания российской принадлежности Крыма на выплату долга перед СЕ можно будет интерпретировать потом как то, что задолженность в полном объеме Россией признается, а вот с принадлежностью Крыма что-то не то. Нам нужны инсинуации на этот счет?

«СП»: — Решение о том, платить ли деньги, примут МИД или Минфин. По-вашему, каким оно будет?

—  Не берусь предсказывать. Как я уже сказал, склоняюсь к тому, что будет найден взаимоприемлемый компромисс. Но уверен, что Россия при этом не станет заниматься шантажом.

— ПАСЕ и Совет Европы не являются какими-то разными структурами, чтобы можно было бы выбирать, платить или не платить членские взносы в одну из них, — отмечает политический аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия» Евгений Валяев.

 — Россия является членом Совета Европы с 1996 года, наша страна ратифицировала Европейскую конвенцию о правах человека и выразила тем самым готовность привести свое национальное законодательство и политическую систему в соответствие с европейскими нормами. За время пребывания в СЕ Россия ратифицировала множество конвенций, а Европейский суд по правам человека является структурой, где искам российских граждан посвящена большая доля работы. Под влиянием ЕСПЧ Россия не единожды корректировала свое законодательство. При СЕ действует постоянное представительство России, а в ЕСПЧ представлен российский судья. Эти все факты указывают на то, что деятельность России в Совете Европы не ограничена работой в парламентской ассамблее. Мы являемся полноправным участником структуры и свою деятельность в ней мы не приостанавливали.

«СП»: — Не будет ли согласие на эти условия национальным унижением?

— Не стоит воспринимать уплату членских взносов как какой-то национальный позор, это абсолютно нормальная процедура. Мы не выходили из Совета Европы на время, пока наша делегация была лишена основных полномочий в ПАСЕ. Мы приостановили выплаты и выдвинули свои предложения о реформе парламентской ассамблеи. Приостановкой выплат мы как один из крупнейших участников и спонсоров организации лоббировали в ПАСЕ назревшие реформы. В итоге, российский прецедент продемонстрировал, что язык ограничений и санкций противоречит самому духу парламентаризма и дипломатии.

Россия пять лет восстанавливала свое право быть полноправным участником ПАСЕ и, вернувшись, принесла с собой изменения в работу ассамблеи, которые направлены на совершенствование процесса принятия решений относительно полномочий и голосования. Российская сторона всегда подчеркивала, что вернется в ПАСЕ без каких-то дополнительных условий и ограничений.

С возвращением нашей делегации Россия выплатит приостановленные членские взносы в Совет Европы. Деньги на эту статью расходов всегда закладывались в российском бюджете, также эту сумму нельзя назвать большой. Если и искать направления, где сэкономить бюджетные средства, то лучше обратить внимания на отели, в которых любят останавливаться наши министры. Членства же России в различных международных организациях очень важны для страны, которая заявляет о себе как об одном из региональных лидеров. Наше положение в Совете Европы — это имидж России, это возможность лоббировать изменение отношения к нашей стране, а также возможность лоббировать отмену негативного санкционного фона ЕС по отношению к РФ. Призывы не платить членские взносы и вообще выйти из Совета Европы направлены на подрыв авторитета России на международной арене.

Важно подчеркнуть, что российская позиция по ПАСЕ ложится в логику поведения России на международной арене. Эта позиция заключается в следовании универсальным международным принципам, базовый из которых — принцип невмешательства во внутренние дела. Когда ПАСЕ приостановила полномочия нашей делегации за действия по украинскому и крымскому направлению — это было вмешательством во внутренние дела России. Это решение было политическим, чего не может позволять себе консультативный орган, суть которого состоит в установлении дипломатических отношений между странами. Россия всегда выступала за механизмы, которые позволяли бы сильнейшим мировым игрокам принимать решения по глобальным проблемам при опоре на ООН и международное право. Этот же подход проявился и при возвращении в ПАСЕ, который показывает открытость России и стремление страны к диалогу. Но только до тех пор, пока на нарушаются базовые принципы.

Дмитрий Родионов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх