Выход из тупика, сложившегося между Западом и Россией по украинскому вопросу, может предложить Пекин.
Казалось бы, где Китай, а где Донбасс?
Проблему урегулирования донбасского конфликта не могут решить уже шестой год. Всем миром не могут. За это время появилось большое количество переговорных форматов — женевский, нормандский, минский.
Женевский (США, Россия, Украина и ЕС) был первым и сразу продемонстрировал свою несостоятельность. В апреле 2014-го стороны подписали заявление по деэскалации, договорившись о необходимости освобождения захваченных административных зданий, разоружении всех НВФ и обсуждении конституционной реформы на Украине.
Все это не только не было выполнено — напротив, ситуация перешла в фазу полномасштабной войны. Женевский формат оказался самым провальным.
Сменивший его «нормандский» (Германия, Франция, Россия, Украина) также пока не привел к реальным результатам. Формат жив до сих пор — уже в скором времени состоится очередная встреча. Впрочем, поскольку новые власти Украины до сих пор не предприняли реальных шагов для разрешения конфликта, а Германия и Франция продолжают политику выгораживания Киева, едва ли можно ждать прорыва.
Наиболее результативным оказался Минский формат, переговоры в котором, во-первых, реально решали вопросы прекращения огня, пусть и временного, а во-вторых, в его рамках действует политическая подгруппа, которая хоть и не добилась реализации ни одного из пунктов Минского протокола, все же остается площадкой для дискуссий непосредственных участников конфликта.
Понятно, что этот формат наиболее приближен к объективному: решать вопросы между Украиной и республиками Донбасса должны представители Украины и республик Донбасса, а не Россия, США, Европа или кто-то еще. Проблема в том, что Киев не желает ничего решать, да и не может. К тому же, Киев вообще не признает Донецк и Луганск сторонами переговоров.
Я всегда говорил, что существуют лишь два формата, способные принимать решения по донбасскому вопросу. Первый — уже упомянутый формат «Киев — Донецк, Луганск», но он не работает, хотя именно он был бы наиболее логичен. Второй формат — «Москва — Вашингтон». В конце концов, Украина не субъект, а объект политик США по противостоянию с Россией на европейском континенте, и вообще такие глобальные вопросы решает хозяин, а не его вассал. Да и Москва действительно имеет сильнейшее влияние на руководство республик, так что было бы резонно России говорить от их имени.
Нам бы действительно с Америкой сесть и решить вопрос. Проблема в том, что вопросов между нашими странами накопилось слишком много, и большинство из них пока что остаются нерешаемыми, как в комплексе, так и по отдельности. Пять лет, что длится украинский кризис, Москве и Вашингтону не удается прийти к консенсусу.
Если для России Украина это мегапринципиальный вопрос, отступать по которому просто уже некуда, то для США любой компромисс с Россией будет рассматриваться как шаг к поражению. Замкнутый круг? Все будет продолжаться до тех пор, пока одна из сторон не ослабнет и не отступит?
Возможно, кто-то третий мог бы подсказать выход из тупика. Евросоюз? Но он уже доказал свою несостоятельность, сначала полностью играя на поле американских партнеров, а впоследствии вяло пытающийся отстраниться от процесса, осознав всю токсичность происходящего для себя.
И вот неожиданное предложение поступает не с Запада, а с Востока.
«Китай поддерживает мирное урегулирование конфликта в Донбассе, готов помочь», — заявил на днях посол КНР на Украине Ду Вэй.
«Конфликт на востоке страны длится уже более пяти лет, он нанес большие раны всему украинскому народу. И мы, Китай, дружественное государство, мы чувствуем эту боль в сердце. Конечно, мы поддерживаем мирное урегулирование в вопросе Донбасса, поддерживаем все стороны в урегулировании этого вопроса… Мы также готовы приложить усилия к решению этого вопроса», — подчеркнул дипломат.
Конечно, многие спросят: какое Пекину дело до конфликта в Донбассе?
На самом деле вопрос для Пекина, конечно, же не в Донбассе, а в Украине в целом. Очевидно, что китайскому «дракону» надоело равнодушно наблюдать за схваткой американского «орла» и русского «медведя», которая шестой год не приносит результатов ни одной из сторон. В конце концов, Поднебесная — великая держава, которая в своих геополитических интересах давно вышла за пределы Азии, и у нее давно есть интересы и на Украине.
Еще до «Майдана» украинское общество было взбудоражено слухами о том, что Киев подписал с Пекином контракт на аренду трех миллионов га (а это 5% общей площади Украины) сельскохозяйственных земель в Днепропетровской области за $ 3 млрд сроком на 99 лет. Тогда рассказывали жуткие истории о том, как Китай скупает у неблагополучных стран сельхозугодия, за несколько лет превращая их в безжизненные пустыни. Украине рисовали просто апокалиптические сценарии будущего. Власти тогда пытались успокоить население тем, что речь не идет о продаже или даже аренде, а о некоей «совместной деятельности».
Переворот 2014 года и последовавшая война несколько затормозили процесс наступления Поднебесной на украинскую экономику, но не остановили его. Помимо сельского хозяйства китайцы активно проявляли и проявляют интерес к украинским портовым терминалам, сфере телекоммуникаций, энергетике и оборонке.
Вообще Китай, Индия и другие активно развивающиеся страны никогда не проходили мимо стран, находящихся в упадке, но сохранивших остатки инфраструктуры времен экономического величия. В первую очередь, это, разумеется, касается стран бывшего СССР, а Украина среди них была одной из наиболее развитых. Стоит вспомнить, что первый и пока единственный китайский авианосец «Ляонин» — это проданный Украиной «варяг», доставшийся ей от раздела ЧФ СССР.
В последнее время Китай вновь стал проявлять пристальное внимание к наследнице уникальных советских технологий, готовой продавать их налево и направо кому угодно. Сообщается, что Зеленский уже успел встретиться с представителями одной из китайских корпораций и договориться об инвестициях до $10 млрд (это в два с лишним раза больше, чем все китайские инвестиции в украинскую экономику за все годы незалежности). Для Украины это огромные деньги. Которые, впрочем, как и деньги Запада, даются не просто так.
В последнее время активно циркулируют слухи о возможной продаже китайцам ключевого советского гиганта – «Мотор Сич».
Перспектива такого расклада взбесила США, которые после скандала с продажей их киевскими сателлитами КНДР компонентов ракетных двигателей делают все возможное для того, чтобы не допустить утечки советских технологий за рубеж, тем более стране, которую они сегодня считают свои главным конкурентом.
На прошлой неделе издание The Wall Street Journal сообщило, что помощник президента США по нацбезопасности Джон Болтон намерен не допустить сделки. Как раз для этого он и ездил на днях в Киев.
В своем интервью Болтон напомнил, что на Украине, как и в США, существует система одобрения контрактов, связанных с военными технологиями, задача которой не допустить их попадания к потенциальному противнику. Правда, Болтон не уточнил, каким именно способом Вашингтон может наказать Киев, ограничившись лишь предупреждением об опасности, которую несут китайские инвестиции. Впрочем, это официально. Что он говорил украинским партнерам за закрытыми дверями, остается загадкой. Но можно предположить, что ор был слышен далеко за пределами здания.
Интересно, что примерно в то же время Трамп заявил о необходимости ревизии военной помощи Украине. Совпадение?
«Высказывания господина Болтона, что якобы Китай крадет технологии других стран, — это чистой воды клевета», — заявил посол КНР в Киеве Ду Вэй.
По его словам, Китай и Украина — дружественные страны, США не должны вмешиваться в эти отношения, а Украине не нужны наставники извне.
Впрочем, это проблемы взаимоотношений Вашингтона и Киева с одной стороны и Киева и Пекина — с другой. Нас это официально не касается. Зато нас касается тема Донбасса, которой также коснулся упомянутый Ду Вэй.
Понятно, что Китай имеет серьезные интересы на Украине, стране, раздираемой гражданской войной, и тоже заинтересован в разрешении кризиса.
Понятно и то, что КНР как член Совбеза ООН имеет право участвовать в решении ключевых проблем современного мира. Отмечу, что во всех форматах переговоров по Донбассу из постоянных членов Совбеза не представлена лишь Поднебесная. Ну, еще Великобритания, которую Зеленский сегодня активно зазывает на переговоры, но едва ли той на фоне собственных проблем с Брекзитом есть дело до Украины, к тому же во всем, что касается России, ее позиция ничем не отличается от позиции США.
При этом Франция и Германия также поддерживают позицию коллективного Запада, направленную против интересов Москвы и республик. Выходит, что во всех переговорных форматах одна Россия противостоит всему коллективному Западу. Едва ли можно добиться конструктива при таких раскладах.
Подключение к процессу Китая как постоянного члена Совбеза, как серьезного игрока с серьезными интересами в регионе могло бы его если не сдвинуть с мертвой точки, то, по крайней мере, оживить, показать наличие в мире альтернативных точек зрения, которые, возможно, могли бы стать основой нового соглашения.
Тем более, что Китайская Республика, как и Донецкая с Луганской тоже народная и имеет опыт многолетней борьбы за независимость. Это могло бы стать серьезным ударом по позициям Запада.
Во всяком случае, будет уже не так скучно и предсказуемо, в этом можно не сомневаться.
Дмитрий Родионов