Требование украинских производителей установить пошлину на импорт топлива из России показывает масштаб коррупционных схем, которые там развернуты. Об этом рассказал заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов
Украинские производители нефтепродуктов «Укртатнафта», «Укрнафта» и «Укргаздобыча» обратились в правительство Украины с требованием установить пошлину на дизельное топливо и сжиженный газ из России в размере 8,46%.
Об этом сообщила пресс-служба «Укртатнафты». Этот уровень повысит пошлины на российскую импортную солярку вдвое, на сжиженный газ – втрое. Аргументом компании выставляют защиту конкуренции из-за возросшей роли российского топлива на украинском рынке.«Требуемые пошлины на российское сырье, по сути, заградительные – продукция РФ мешает местным дельцам, — отмечает специалист. – И понять первопричину просто – топливо из России ломает масштабные коррупционные схемы. Если говорить о дизтопливе, то частично его украинское производство завязано на единственном нефтеперерабатывающем заводе, оставшемся в стране – он аффилирован с олигархом Игорем Коломойским. И внезапно его солярку перестали покупать.
Более того – обрываются коррупционные схемы поставок дизеля из Прибалтики и Белоруссии из-за выгодной цены российского топлива. Ведь его себестоимость изначально дешевле плюс есть удобные трубопроводы для поставок. Но топливная мафия Украины теряет на ломающихся схемах огромные деньги, и требует восстановить «статус кво». Понятно, что продавать дизтопливо сельчанам страны придется дороже, что отразится на продуктах питания, но интересы мафии дороже».
Заградительные пошлины
С 1 августа 2019 года на Украине вступили в силу специальные пошлины на импорт из России дизельного топлива и сжиженного газа, введенные правительством 17 июля. Сбор на дизтопливо, поставляемое трубопроводами, составил 3,75% с 1 августа 2019 года и 4% с 1 октября 2019 года. Спецпошлина на поставки сжиженного газа составила 1,75% с 1 августа и 3% с 1 октября. В Киеве заявляли: бюджет Украины получит дополнительно около 2 млрд гривен (около 77 млн долларов) в год в связи с введением этих сборов.
Свою инициативу «Укртатнафта», «Укрнафта» и «Укргаздобыча» направили в Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины. Они сочли нынешнюю ситуацию фактом антиконкурентных действий при поставках из России. И указали: доля нефтепродуктов РФ в общем импорте на рынке дизтоплива достигла 47%, сжиженного газа — 55%, при этом существенно сократилась доля поставок из Белоруссии, Литвы, Польши.
«Требования повысить пошлины на поставляемый из России сжиженный газ тоже вполне понятно. Ведь когда с 2014 года на Украине внезапно стали неконтролируемо расти цены на бензин и солярку, обалдевшие жители страны стали массово переводить автотранспорт на сжиженный газ. Потребности в этом топливе резко возросли, но вскоре его поставки из РФ были перекрыты в рамках санкций. Однако они внезапно на сотни тысяч тонн выросли из Польши, которая без видимых причин стала покупать те же объемы у России.
И быстро сформировалась коррупционная схема, на которой зарабатывали польские и украинские чиновники – им этот «переток» приносил огромные деньги. Но в 2019-м вдруг возобновились поставки газомоторного топлива из России, которое существенно дешевле. Выгодополучатели опять почувствовали ощутимый удар по своим банковским счетам, и теперь задействуют госкомпании для формирования антимонопольных жалоб и лоббирования повышенных пошлин на импорт из РФ», — подчеркивает эксперт.
Интересы украинцев
В компаниях Украины утверждают, что увеличение пошлины не приведет к дефициту топлива и росту цен на него, а «приведет к перераспределению долей рынка от российских поставщиков в пользу производителей из других стран и будет способствовать росту внутреннего производства и снижению себестоимости украинских нефтепродуктов». Однако доказательств тому госкомпании не предоставляют, лишь указывая, что Россия доминирует в поставках.
Так, в «Укртатнафте» напомнили, что сокращение зависимости от поставок российских нефтепродуктов является одним из поручений правительства в рамках утвержденного указа президента о необходимости диверсификации поставок нефтепродуктов. Напрямую не называя Россию, становится ясно: именно эта доля импорта стала неугодной, хотя о монополии в данном случае речь вести не приходится – доля продукции РФ не составляет и половины импорта.
«Стоит ли говорить, что эти попытки отдельных украинских и польских дельцов восстановить коррупционные схемы путем удушения российского импорта ничего общего с интересами страны и ее граждан не имеют? При «кровавом диктаторе» президенте Викторе Януковиче и его предшественниках Россия традиционно поставляла дизель и газомоторное топливо Украине, но никто ранее никогда не обвинял ее в монополии.
Все, что происходит на топливном и газовом рынках соседней страны давно и прочно базируется на коррупционных цепочках, выгоду от которых получают даже высокопоставленные чиновники. О том, что это бьет по доходам граждан, продовольственной безопасности и другим стратегическим интересам государства, в Киеве не думают уже десятки лет.
Потому и доходит до смешного — госпредприятия требуют повысить цену импортного топлива для населения и промышленности, но при этом не способны наладить его самостоятельное внутреннее производство», — заключает Александр Фролов.
Максим Бут, Экономика сегодня