До конца 2019 года осталось совсем немного, а в Минске с многозначительным видом подсчитывают с калькулятором, сколько Россия задолжала Белоруссии денег. Оказывается, за текущий год потери белорусского бюджета из-за действий Москвы составили 800 миллионов долларов. В следующем, 2020 году, к ним приплюсуют еще 400 миллионов.
Всего же к 2024 году наша страна будет «должна» Республике Беларусь, по самым нескромным оценкам, 11 миллиардов долларов. Во всяком случае, в этом непоколебимо уверены в Минске.
И все-таки, кто кому и что должен на самом деле?
Виной всему так называемый «налоговый маневр», который проведет в ближайшие шесть лет Россия. После обнуления экспортной пошлины Белоруссия потеряет все свои казавшиеся неотъемлемыми преференции на правах союзника по закупке российской нефти со значительными скидками. Только часть ее все эти годы шла на внутреннее потребление, остальная перерабатывалась на НПЗ и продавалась на экспорт. Получался очень выгодный, надежный и респектабельный бизнес.
И вот теперь этой сказке приходит конец. Мастер торговли и интриг, президент Лукашенко, потребовал от России неких компенсаций для Белоруссии из-за «налогового маневра», но совершенно неожиданно уперся в глухую стену. Дошло до того, что Александр Григорьевич пообещал перейти на американскую и азербайджанскую нефть, и даже тонко пригрозил Москве украинскими ракетами. Пока что все без толку.
Очевидно, что всю эту ситуацию необходимо рассматривать через призму взаимных обязательств России и Белоруссии друг перед другом в рамках Союзного государства. Необходимо напомнить, что договор о его создании был подписан еще в далеком 1999 году, и уже давным-давно у нас должны были быть единое законодательство, единое гражданство, единые органы управления, единая валюта при отсутствии границы, единый двухпалатный парламент, избираемый населением обеих стран, и много чего другого.
Из перечисленного галочку можно поставить только напротив пункта о границе, которая и так де-факто убиралась при создании Таможенного союза. Сегодня Минск корежит даже от предложения разместить на его территории военную авиабазу ВВС РФ. Вместо этого президент Лукашенко предлагает совместную ракетную программу Киеву, который считает Москву «агрессором».
Можно ли считать такое поведение союзническим? Нет. Существует ли реально Союзное государство России и Белоруссии? Скорее, нет.
Поэтому не стоит удивляться, что в конечном итоге, Минск ставят перед выбором, с кем он. «Налоговый маневр» представляет собой обыкновенный инструмент экономического давления. Неприятно, но куда деваться? Требования белорусских властей о неких компенсациях абсолютно абсурдны. Поскольку единым государством мы ни де-юре, ни де-факто не являемся, это наше внутреннее дело. То, что от этого страдает экономика суверенной Белоруссии, является ее собственными суверенными трудностями.
Если Минск хочет, чтобы его проблемы были проблемами России, то он должен исполнить свою часть обязательство по реальной интеграции в рамках Союзного государства. Как говорится, «утром интеграция, вечером компенсации». Ну, а как иначе?
Автор: Сергей Маржецкий