России навяжут посткарантинное меню
Будущее всё отчётливее приобретает черты антиутопии. Пандемия SARS-CoV-2 резко обострила копившиеся десятилетиями проблемы, а заодно форсировала проекты, которые в иных условиях реализовывались бы тихой сапой и без лишнего шума. Двойной экономико-эпидемический кризис дал властям индульгенцию на самые непопулярные меры. Если россиян на несколько месяцев заперли в цифровой концлагерь, вплотную подведя общество к черте, дальше которой – только принудительная чипизация, то европейцев подвинули к поеданию насекомых и вообще к радикальному изменению пищевых привычек.
На днях Еврокомиссия, высший орган исполнительной власти Евросоюза, приняла два программных документа. Один из них посвящён сохранению биологического разнообразия континентальной части Европы, а другой – модернизации продовольственной системы ЕС. "Биоразнообразие" (Biodiversity) и "От фермы до вилки: стратегия справедливой, здоровой и экологически ориентированной системы питания" (the Farm to Fork) должны стать дорожными картами, в соответствии с которыми Старый Свет покатится в счастливое экологическое будущее. По крайней мере, так представляют ситуацию разработчики обеих стратегий. Оба документа находятся в открытом доступе и опубликованы на сайте EK, так что никакой конспирологии, всё верифицируемо.
Курс на экорай
Цели у обоих документов самые благие: во-первых, обеспечение продовольственной безопасности за счёт сокращения логистических цепочек, которые, как показал коронавирусный кризис, легко рвутся; во-вторых, обеспечение европейцев более здоровой и экологически чистой едой. Ну и самое главное – борьба с глобальным изменением климата и защита природы.
Сохранению биоразнообразия Еврокомиссия придаёт особое значение. К 2030 году предполагается вдвое сократить сельскохозяйственное использование земель и перевести до четверти сельхозугодий на органическое земледелие, то есть выращивать на них полезные культуры без синтетических удобрений и ядохимикатов. В настоящее время такие хозяйства занимают всего 7,5% пахотных земель ЕС. Также предполагается на 20% сократить применение минеральных удобрений и уполовинить использование ветеринарных антибиотиков, вдвое снизить применение глифосата – самого распространённого в мире гербицида, вызывающего наиболее ожесточённые споры в ЕС.
Кроме того, еврочиновники заявили о намерении в следующие 10 лет увеличить площадь охраняемых природных зон до 30% от общей площади сухопутных и морских территорий Союза. 10% земель и акваторий получат статус особо охраняемых заповедников. В первую очередь это коснётся старовозрастных лесов. Меры в этом направлении решено претворять в жизнь, несмотря на отчаянные возражения лесозаготовительных компаний и собственников земель, где эти леса произрастают.
Новый Эдем! Треть Европы превращается в национальные парки и заповедники, на оставшейся части минимизируется применение "химии", население получает доступ к натуральной и полезной пище. Все здоровы и счастливы.
Увы, за любой пасторалькой, как правило, кроется своя антиутопия. И построение европейского экологического рая в этом плане не исключение.
Во всём виноваты бурёнки
Наряду с пестицидами и лесорубами главными виновниками плохого экологического состояния Европы, да и мира в целом, объявлены… коровы. А за компанию с ними – и свиньи, и вообще весь крупный скот. Аргументируется это так. На долю сельского хозяйства в ЕС приходится 10,3% выбросов парниковых газов. 70% их объёма появляется в процессе выращивания животных. Иными словами: хотите остановить глобальное потепление? Запретите коровам пукать! Не можете? Тогда сокращайте поголовье. Никаких конкретных мер по ликвидации скотоводства на территории ЕС документы не содержат, но общий курс на свёртывание мясного, да и молочного производства выдерживается вполне чётко.
Ещё один тонкий момент, о котором не говорится прямо, но который разработчики стратегий явно держали в голове, – продуктивность экологически чистого сельского хозяйства (organic farming) существенно ниже, чем обычных индустриальных методов выращивания продовольствия.
Европейские фермеры уже сейчас не способны конкурировать с американскими, российскими и австралийскими коллегами, которые не скованы такими жёсткими ограничениями. Реализация дальнейших мероприятий по "озеленению" отрасли грозит и вовсе превратить её в сугубо дотационное занятие.
Помимо экономической проблемы – неконкурентоспособности европейских продуктов, каковая успешно лечится заградительными пошлинами и высосанными из пальца стандартами, – существует ещё и вопрос физических объёмов производства. Как ни крути, а для обеспечения 513 миллионов человек нужно довольно много съестного. И не так уж важно, дорогое оно или нет – главное, чтобы оно было.
В 2019 году европейские компании потратили свыше миллиарда евро на закупку пшеницы в других регионах мира. Отказ от пестицидов и гербицидов неминуемо приведёт к дальнейшему снижению урожаев и росту дефицита.
Проблему эту можно решить двумя способами: экстенсивным, за счёт расширения площади возделываемых земель, и торговым – просто увеличив импорт из других стран. Но вот незадача: власти ЕС решили идти в прямо противоположном направлении, сокращать размеры сельхозугодий и длину логистических цепочек. Стало быть, европейцам придётся обходиться существенно меньшими объёмами еды, а значит, и менять свои вкусовые пристрастия. Первым делом – отказаться от такого дорогого и экологически вредного, по мнению властей, продукта, как мясо, перейдя на корма попроще.
Чизбургер-2030
Суть новой продовольственной стратегии ЕС проще всего объяснить на примере чизбургера – не самого полезного, но весьма распространённого и всем знакомого продукта пищевой промышленности.
Чизбургер образца 2030 года будет напоминать нынешние лишь концептуально. В основе его по-прежнему будет использоваться булка, но не размороженная, как сейчас, а испечённая в местной пекарне. Очень вероятно, что она будет цельнозерновой: еврочиновники убеждены, что так полезнее. Котлета будет не мясной, а вегетарианской или протеиновой. Во втором случае о красном мясе можно не мечтать: протеин предполагается получать из морского планктона, растений или насекомых. Если же покупатель специально закажет чизбургер с говядиной, то котлетка внутри будет значительно меньше, чем сейчас: сокращать потребление мяса решено всеми возможными способами. Единственное, что, возможно, продолжит существование в более-менее похожем формате, это бургеры с курицей.
К чизбургеру будет прилагаться этикетка, рассказывающая о качестве использованного сыра, его производителях и "индексе благополучия животных", от которых получено молоко. В Брюсселе хотят, чтобы потребитель совершал более осознанный выбор при покупке еды.
Кетчуп хотят заменить на протеиновый соус из свёклы или паприки; количество сахара в нём должно быть минимальным. Майонезу придётся избавиться от лишнего жира. Вот содержание овощей и зелени – увеличится. Естественно, они должны быть "органик", то есть выращены без удобрений и пестицидов, на специально сертифицированной ферме.
Понятно, что при таких вводных чизбургер будущего не будет ни дешёвым, ни особенно сытным, как, впрочем, и остальная европейская еда. В стоимость каждой калории изначально закладываются расходы и на обеспечение "высокого уровня благополучия животных", и на расширение нацпарков, ну и – куда же без этого! – на содержание евробюрократии, которая за всем этим будет следить.
Энтомофагия – вопрос решённый
Решение пересадить европейцев на диету из жуков и муравьёв может показаться неожиданным, но на деле европейские элиты уже давно работают в этом направлении.
"К 2020 году продукты из насекомых будут продаваться во всех супермаркетах, и люди с удивлением будут думать о том, что ещё в 2011 году они и не предполагали, что есть насекомых – нормально", – писала в 2011 году британская газета The Telegraph.
Издание приводило рассуждения специалистов о том, что поедать насекомых – намного полезнее, чем говядину: мол, в кузнечиках содержится 20% белка и 6% жира, тогда как говяжий фарш на 24% состоит из белка и на 18% – из жиров.
Ещё более откровенно о продовольственной проблеме вещали обозреватели BBC. "Ожидается, что в Великобритании цены на мясо окажут огромное влияние на нашу диету. По мнению некоторых экспертов пищевой промышленности, в ближайшие 5–7 лет они могут удвоиться, сделав мясо предметом роскоши", – говорилось в материале.
Прошло совсем немного времени, и то, что было предметом спекуляций прессы, превратилось в программные документы наднационального правительства. Мрачные апокалиптичные прогнозы о тотальной нехватке мяса не сбылись, да и Британия перестала быть частью Евросоюза; тем не менее тренд не вызывает сомнений.
При этом дело не ограничивается исключительно прогнозами и бюрократическими планами. Подготовка рядового потребителя идёт полным ходом. В сентябре 2019-го власти финского города Пори провели во всех школах День насекомых, в ходе которого столовые предлагали учащимся блюда из этих самых насекомых. К дегустации были привлечены и местные депутаты, участие которых, очевидно, должно было показать юным гражданам, что успешные и серьёзные люди не брезгуют такой странной закуской. Директор городской компании услуг Марьюкки Палин обещал, что, если детям понравятся новые блюда, такие "дни насекомых" станут проводиться ежемесячно.
В феврале уже нынешнего года на одной из крупнейших сельскохозяйственных выставок – "Зелёная неделя" в Берлине был представлен стенд с беспозвоночными, которые уже сертифицированы для употребления в пищу. Разрешения выданы Бельгийским агентством по безопасности продовольствия: оно дало добро на разведение нескольких видов червей, кузнечиков, жуков и гусениц. Всего в реестр разрешённых к употреблению насекомых внесено 10 видов. Бельгия же стала первой страной Европы, где разрешено разведение насекомых и уже работает несколько ферм.
Новые антифа
Что касается ретроградов, цепляющихся за свои устаревшие пищевые привычки, которые, возможно, даже станут возмущаться созданием новой продовольственной системы, – ими вполне могут заняться друзья Греты Тунберг. Европейские "зелёные" уже несколько лет требуют всеобщего отказа от употребления животных белков. С этой целью проводились мощные демонстрации под лозунгом "Мясо кончилось!" (Meat is over!). По канонам их идеологии, есть мясо – вредно, убивать животных – грех, а заниматься скотоводством – то же самое, что отравлять планету вредными выбросами.
В социальном плане эта публика близка к движению антифа, бесчинства которых весь мир наблюдал в эфирах американских каналов. Так что не исключено, что через пару-тройку лет быть мясоедом западному обывателю будет столь же опасно, как в Штатах – нетолерантным белым.
Дискуссии об эвтаназии, феминизм третьей волны, борьба за права меньшинств – всё это уходящий дискурс вчерашнего дня. Повестка наступающего завтра окрашена в цвета экологии и зоозащиты. Толерантный клич Black lives matter сменяется эко-френдли-возгласом Meat is over! А каждому гражданину единой и неделимой Европы предстоит выбирать, останется ли он мясоедным ретроградом или прогрессивным борцом за спасение планеты, причащающимся тараканами и сверчками.
Просто поразительно, насколько удобной идеологией в этом отношении является веганство. Настолько удобной, что невольно задумываешься: а точно ли оно проявляется в людях само, как личный выбор? Или же это очередной "выращиваемый" дискурс, аккуратненько, без лишнего шума насаждаемый сверху, как и любая субкультура, – ради целей конкретных выгодоприобретателей, стремящихся перекроить экономические реалии в свою пользу?
Понятно, что нас, россиян, европейское мракобесие пока касается постольку-поскольку. Однако и самостоятельность нашей страны в этом плане не стоит переоценивать. Достаточно вспомнить, с каким напором и успехом России навязывали различные либеральные извращения, от страховой медицины и ювенальной юстиции до ГМО-продуктов. Так что можно не сомневаться: эта волна обскурантизма докатится до наших берегов и обязательно найдёт своих адептов и почитателей. И кто знает, как скоро наши миллиардеры-законодатели заговорят о питательности саранчи и непревзойдённых вкусовых достоинствах личинок жуков.
Автор:
Мельников Михаил