Российской газовой монополии пришло время определяться со своей долгосрочной трубопроводной стратегией.
При этом российский монополист довольно скоро прирастет еще и "Силой Сибири". При этом если европейские "нитки" призваны возмещать выпадающие объемы украинской "трубы", то Китай — рынок новый, это объективный прирост. Причем, по словам Миллера, это прирост до 80 миллиардов кубометров к 2035 году.
По всем этим причинам у российского газового концерна возникает вполне понятный вопрос: имеет ли смысл наращивать объемы трубопроводного газа в Европу и дальше. Ибо спрос-то есть, но, во-первых, не слишком актуальны и довольно некомфортны маршруты поставок. Как по украинской ГТС, так и по польскому трафику, по газопроводу Ямал — Европа (контракт транзита по которому истекает в марте 2020 года).Но и это еще не все.
Спрос на российский трубопроводный газ в Европе растет и при текущих ценах и, вероятно, продолжит увеличиваться в течение как минимум ближайшего десятилетия. Это не оценка самого "Газпрома", а оценка аналитиков из ЕС. И в таких условиях российская компания должна решить, как продавать дополнительный газ сверх долгосрочных контрактов.
Вариантов, в общем, немного.
Либо действовать так же, как раньше: то есть достаточно агрессивно встраиваться в европейскую экономику, покрывая своими объемами максимальное количество рынков. Готовиться тянуть все новые и новые нитки газопроводов. Потому что уже сейчас понятно, что Европа с удовольствием со временем примет и "Северный поток — 3", а то, глядишь, и "Северный поток — 4". Да и турецкий хаб тоже не стоит обделять вниманием.
Там можно достаточно вариативно поиграть ценой.
Тут в чем дело: у длинных контрактов есть как достоинства, так и вполне очевидные недостатки. Во-первых, это необходимость резервирования дополнительных мощностей (не забываем при этом про необходимость резервирования и под "Силу Сибири" и про вполне возможный "корейский коридор"). Во-вторых, сейчас такая ситуация, что любая дополнительная долгосрочка несет еще и новые, не менее долгосрочные обременения в лице крайне ненадежного "лимитрофного транзита": в первую очередь это касается, безусловно, украинского коридора, но и Польша тут тоже, честно говоря, не слишком далеко ушла. И мы уж не говорим про долгосрочную перспективу — даже в среднесрочной зависеть от этих бодрых ребят "Газпрому", не так давно заключившему мировое соглашение с Еврокомиссией, совершенно не хочется.
Есть и еще один довольно неожиданный фактор: возможные договоренности с США.
Штаты сейчас видят в европейских экономиках не столько союзников, сколько прямых конкурентов. Но при этом, несмотря на всю свою воинственную риторику и протекционистские пошлины, отнюдь не собираются уничтожать европейские экономики совсем, Европа им все-таки нужна — в качестве рынка сбыта. Поэтому задача ставится просто и, кстати, в устах президента Трампа вполне официально: выравнивание торгового баланса и устранение торгового же дефицита как минимум. Лучше, конечно, вообще торговый баланс сдвинуть в пользу американского бизнеса, но для начала давайте хотя бы просто побудем реалистами, господа.+
Вы спросите, при чем тут "Газпром"? И его долгосрочные контракты, и северный с турецким потоки? Да, в общем-то, тут все просто.
Причем не исключено, что вместе со всем украинским проектом, от которого на сегодняшний день никакой прибыли, а одни сплошные убытки.
…Словом, "Газпром" стоит сейчас на пороге принятия крайне важной не только для него, но и для всей страны в целом экспортной стратегии. И решаемые ею вопросы куда важнее, чем судьба злосчастной украинской ГТС.