С того дня, как президент США Дональд Трамп объявил о намерении страны выйти из договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), прошло уже больше месяца. После заявления Владимира Путина о возможных ответных мерах со стороны России Царьград обозначает промежуточный итог в развитии проблемы
Ситуация вокруг намерения Соединенных Штатов Америки выйти из договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) по-прежнему остается в подвешенном состоянии. В Кремле уже неоднократно заявляли об отсутствии каких-либо иллюзий, что в Вашингтоне могут передумать, поэтому Россия строит свои планы ответных действий.
«Без ответов не останется»
Президент России Владимир Путин провел в Сочи совещание по оборонно-промышленному комплексу, в ходе которого предложил обсудить шаги в связи с возможным разрывом ДРСМД американской стороной. Глава государства подчеркнул, что Москва по-прежнему настроена на диалог по этому вопросу. Путин назвал его ключевым и выразил надежду на то, что в США к нему отнесутся с полной ответственностью.
«Потому что решение Соединенных Штатов о выходе из названного договора, безусловно, не может остаться и не останется без ответов нашей страны», — заявил президент.
Российский лидер акцентировал внимание на том, что подобный потенциальный демарш Вашингтона не в новинку, достаточно вспомнить односторонний выход США из договора по противоракетной обороне. И тогда, и сейчас Россия открыто заявляет о том, что вынуждена принимать ответные меры. При этом президент выделил весьма важный момент: нельзя дать втянуть себя в гонку вооружений. Да, безопасность государства нужно обеспечивать, развивать армию и флот, но исключительно за счет «эффективных и нерасточительных решений».
И снова о новом оружии
Владимир Путин напомнил, что с момента выхода США из договора по ПРО у России появилось гиперзвуковое оружие, для которого ни одна система противоракетной обороны не станет преградой. Президент не первый раз делает акцент в своих заявлениях на новом оружии, чаще всего сопровождая их словами о здравом смысле и ответственности, которые должны быть присущи обеим сторонам. И в этот раз он призвал к диалогу по вопросам стратегической стабильности и укреплению системы коллективной безопасности, указав на то, что время для этого давно пришло.
Заключенный СССР и США еще в 1987 году договор РСМД был выгоден в первую очередь России, ведь до материковой части США ракеты средней дальности (до 5500 километров) могли бы долететь лишь с Камчатки или Чукотки, но и то дальше Аляски не попали бы. То есть для американской стороны исчезновение этого соглашения практически ничего не меняет. Зато собственным ракетам с военных баз в центре Европы понадобилось бы чуть более 10 минут, чтобы достичь границ России.
Неудивительно, что потенциальное прекращение действия существующего более 30 лет ДРСМД беспокоит Москву. При этом в Кремле неоднократно заявляли, что американская сторона вообще-то и так нарушает условия соглашения, размещая запрещенные ракеты в Румынии и Польше, а также занимаясь разработками беспилотников и крылатых ракет наземного базирования.
Европе немного не по себе
Намерения Дональда Трампа (или окружения, которое его надоумило) раздражают и Европу, хотя американский президент отмечал, что они вызваны прежде всего действиями России и Китая. Продолжающий терять политические очки президент Франции Эммануэль Макрон заикнулся о создании общеевропейской армии неспроста, объяснив это необходимостью защищаться «даже от США», не говоря уж о России и Китае. Однако именно из его уст все это звучит как неудачный анекдот, рассказанный не к месту. У Германии и других стран ЕС свои проблемы, поэтому чтобы всерьез противостоять агрессивной политике Соединенных Штатов, придется пойти на какие-то нестандартные шаги. Например, сблизиться с Россией. Выбрать из двух зол меньшее.
Программное заявление НАТО
Тем временем в Североатлантическом альянсе (НАТО) заявили о заинтересованности в диалоге с Россией, надеясь таким образом снизить напряженность в отношениях с Москвой. При этом в пресс-службе НАТО подчеркнули, что начатая из-за событий на Украине и в Крыму политика сдерживания в отношении России будет продолжена. Об этом пишут «Известия».
До лета 2016 года практическое сотрудничество Россия — НАТО было фактически заморожено. При этом за последние два года было проведено восемь заседаний в этом формате, последнее из которых состоялось 31 октября. К этому дню в Норвегии уже вовсю шли крупнейшие со времен Холодной войны учения НАТО под названием Trident Juncture 2018 («Единый трезубец 2018»). Среди прочих задач на них отрабатывались действия по освобождению страны-союзника в случае атаки противника. В них участвовали все 29 стран Североатлантического альянса, а также Финляндия, Швеция и Украина.
Двойные стандартны «западных партнеров» никуда не делись, а лишь продолжают поражать воображение. Получается, что тридцать с лишним стран могут «в мирных целях» проводить учения по соседству с Россией, но стоит аналогичные действия произвести нашей стране, в Брюсселе сразу же начинают возмущаться и говорить о потенциальной угрозе.
Будем разговаривать — уже хорошо
Предстоящий в Буэнос-Айресе саммит G20 — событие само по себе довольно значимое, однако наибольший интерес вызывает анонсированная встреча Владимира Путина и Дональда Трампа. В Париже с глазу на глаз пообщаться не удалось (спасибо Макрону), и переговоры, судя по всему, состоятся в Аргентине. Эксперты по-разному оценивают перспективы российско-американских отношений. Важно то, что такие встречи в принципе происходят. Пока они есть, будет оставаться надежда на лучшее. В конце концов, период Холодной войны страны уже проходили, опыт улучшения отношений имеется, есть базис, на который можно опереться. Теперь дело за здравым смыслом и ответственностью, как сказал в Сочи Владимир Путин.
Автор:
Курганов Дмитрий