Франция оказалась между двух огней – миграционным потоком из Африки и из Восточной Европы. Как считают эксперты, слова Макрона об «украинских и болгарских бандах» говорят о том, что речь идет к новому ужесточению миграционного режима, введению квот, хотя левая общественность Франции будет критиковать подобные меры.
Проблема миграции для Франции
В ходе рассуждений о проблеме миграции в интервью французскому изданию Valeurs, президент Франции Эммануэль Макрон невольно спровоцировал дипломатический скандал. Как президент я отдаю предпочтение «легальным мигрантам из Гвинеи или Кот-д’Ивуара вместо нелегальных украинских или болгарских банд», сказал Макрон. После появления этих слов в СМИ украинский МИД вызвал посла Франции для разъяснений.
Во время дачи разъяснений французский посол заявил, что у Парижа нет претензий к гражданам Украины, которые путешествуют во Францию легальными способами. По словам дипломата, слова Макрона касающиеся проблематики миграции и законного трудоустройства, были выдернуты из контекста.
«Потоки миграции — застарелая проблема для Франции. Правые популисты или крайне правые в лице Марин Ле Пен и ее отца даже сделали политическую карьеру на этой проблеме. Сейчас их поддерживает практически треть населения страны. Во Франции идет интенсивная миграционная дискуссия по поводу миграции, и Макрон в этой связи несколько сместился вправо в понимании левых и социалистов. Видимо, проблема назрела и перезрела.
Толчком стало миграционное цунами, накрывшее Европу несколько лет тому назад. Думаю, речь идет к ужесточению миграционного режима и введению квот, хотя левая общественность будет выступать против подобных мер. Слова Макрона про «украинские банды» были сказаны в эмоциональном запале, но все равно безвиз, о котором так много говорят на Украине, не совсем нравится европейцам и Парижу. Им не с руки принимать новые тысячи или десятков тысяч людей», — считает ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров.
Вопросы к политике мультикультурности
Франция оказалась между двух огней – миграционным потоком из Африки и из Восточной Европы, добавляет политолог, профессор РУДН Юрий Почта. Украина в этом смысле выделяется тем, что в стране который год идет экономический спад, обнищание населения, ситуация фактически гражданской войны. Многие люди пытаются от этих проблем убежать в Европу, то же самое касается Болгарии и других восточноевропейских стран, где существенная часть населения уехала за границу.
«Многие из покинувших свою страну людей не знают языка и культуры Франции или другой развитой европейской страны, зачастую они вынуждены участвовать в каких-то противозаконных вещах. Ни для кого не секрет, что многие украинцы воспользовались безвизом в Европу, который не допускает работы и учебы, и остались там нелегалами. Ранее были аналогичные потоки из Югославии в 80-90-е годы, потом условный сирийский поток. На этом фоне крупные города Франции теряют свою идентичность из-за огромного потока людей.
Появляются районы, которые не контролируются властями, эти люди часто участвуют в каких-то погромах и протестах. Франция не способна в одиночку ограничить и оградить себя от нелегальных мигрантов, но у местного населения возникают вопросы к политике мультикультурности, и политики вынуждены реагировать. Конфликты между политиками в Евросоюзе по вопросам миграции становятся все острее», — добавляет Почта.
Ранее Макрон уже призывал Евросоюз «пересмотреть амбиции по взаимодействию и развитию по отношению к Африке и всем, кто нуждается, чтобы избежать такой миграции». Французский президент даже выступил за пересмотр организации шенгенской зоны и исключение нескольких стран из этого соглашения.
Решение проблемы «украинских банд»
Как минимум Франция выступает категорически против расширения Евросоюза, отмечает Федоров. По словам политолога, некоторые балканские страны хотели в ближайшее время начать процедуру вступления в ЕС, чем вызвали недовольство не только Франции, но и Польши и еще ряда стран.
«Демарши Киева в данном случае чисто политические фигуры, которые ничего не будут значить — Украину никуда в ближайшие десятилетия не примут. Франция считается страной с высоким уровнем жизни, качественной системой социального обслуживания, что и привлекает в нее толпы мигрантов.
Усугубляется ситуация теми миграционными слоями, которые выросли уже здесь, но не интегрируются во французское общество, не могут найти свое место в социальной жизни и поддаются рекрутированию экстремистских мусульманских организаций», — считает Федоров.
Та же Великобритания потому и сбегает из ЕС, так как не собирается участвовать в решении проблем нелегальных мигрантов. Что касается проблемы «украинских банд», то одним из ее решений профессор РУДН Юрий Почта называет более активно вовлечение Франции в реализации Минских соглашений. Тогда, может быть, криминальные элементы потянутся домой, и с ними уже будет разбираться местная правоохранительная система.
Андрей Петров, Экономика сегодня