На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Анализируй это

2 983 подписчика

Официальный Минск демонстрирует готовность жить за свои. Вопрос, надолго ли хватит...

Егор Свиридов

Белоруссия резко нарастила импорт беспошлинных российских нефтепродуктов – почти наполовину больше по итогам I полугодия. В ответ на это Россия подготовила решение об ограничении беспошлинных поставок нефтепродуктов в Белоруссию: объёмы будут ограничены внутренними потребностями союзной республики, а её предприятия будут обосновывать объёмы своих потребностей.

Таким образом, Россия согласилась предоставить косвенную поддержку Белоруссии в виде полного обеспечения внутренних белорусских потребностей в нефтепродуктах по льготным ценам. Вырабатываемые из российской нефти на двух белорусских НПЗ нефтепродукты будут экспортироваться в Евросоюз и на Украину по гораздо более высоким ценам, что обеспечит поступление валютной выручки в белорусский бюджет и позволит сохранить рабочие места.

Также важно учитывать, что Россия отказалась от взимания экспортных пошлин с российской нефти, которые Белоруссия может реэкспортировать с зачислением доходов в белорусский бюджет. Кроме того, Россия сняла с Белоруссии обязательства поставлять на российский рынок 1 млн тонн нефтепродуктов, выработанных из российской нефти, что способствовало бы снижению напряжённости на российском рынке в период сезонных колебаний. Правительство Белоруссии саботировало эти поставки под предлогом большей выгоды от экспорта за пределы ЕАЭС - этот аргумент правительство РФ сочло убедительным и достаточным основанием, чтобы не принуждать официальный Минск к выполнению союзнических обязательств.

Согласно официальной статистике, в январе-июне Белоруссия закупила в России 9,09 млн тонн нефти на $3,4 млрд и 2,1 млн тонн нефтепродуктов на $0,81 млрд, а также 10,1 млрд кубометров газа на $1,3 млрд, причём не по рыночным ценам, а по льготным. Белорусский государственный концерн «Белнефтехим» пояснил, что российскую нефти приобретает «по цене, составляющей сейчас около 75 процентов от мировой рыночной цены».

«За 7 месяцев 2018 г. по отношению к аналогичному периоду 2017 года цена нефти для белорусских НПЗ выросла на 35 процентов, при этом цены на нефтепродукты, реализуемые на внутреннем рынке, за указанный период выросли в среднем на 14 процентов. Текущий уровень цен на нефтепродукты на внутреннем рынке не компенсирует НПЗ обоснованные затраты на производство, в результате чего нефтеперерабатывающая отрасль по итогам работы за указанный период получила убытки», - сообщал белорусский госконцерн, обосновывая повышение цен на внутреннем рынке.

В физическом выражении поставки нефти из РФ в I полугодии 2018 года выросли всего лишь на 1 тыс тонн к аналогичному периоду прошлого года, зато в денежном выражении – почти на треть. Среднеконтрактная цена российской нефти в I полугодии нынешнего года составила $377 за тонну против $274,4 в 2017 году – то есть цена выросла на 37,2%, однако не достигла уровня рыночной цены. Всего в январе-июне 2018 года российские нефтяные поставки обошлись Белоруссии в $3,427 млрд, являясь основной статьёй белорусского импорта из России.

Кроме как в России Белоруссия нефть больше не закупала нигде. Ранее белорусский Совмин и Александр Лукашенко лично убеждали белорусов в том, что поставки из Азербайджана, Венесуэлы и Ирана «выгодны». Как показала практика, это были пропагандистские проекты, оплаченные выручкой от торговли нефтепродуктами, выработанными из российской нефти.

Всего в 2018 году (и до 2024 года) Белоруссия намерена закупить в России 24 млн т нефти, что почти в пять раз больше её потребностей для удовлетворения внутренних нужд. И это без учёта добываемой в Белоруссии нефти, которую белорусские НПЗ могли бы переработать и поставить нефтепродукты белорусским потребителям, но не делают этого и поэтому около 1,5 млн тонн сырой белорусской нефти ежегодно отправляется в Германию.

Импорт Белоруссией нефтепродуктов в I полугодии вырос гораздо значительнее, чем импорт нефти. Всего было закуплено 2,19 млн тонн нефтепродуктов на $861,7 млн долларов – это на 52,1% больше в количественном выражении и на 85,3% в стоимостном. Основным поставщиком нефтепродуктов традиционно была Россия, обеспечившая поставки на 49,4% больше в количественном выражении и на 83,4% в стоимостном по сравнению с I полугодием 2017 года. По объёмам импорта можно сделать вывод о том, что поставки нефтепродуктов из других стран для Белоруссии не играют большой роли.

Кроме того, белорусские предприятия делают бизнес на сжиженном углеводородном газе (СУГ), пользующемся спросом на Украине. В отличие от российских нефти и нефтепродуктов, российский газ для Белоруссии незначительно подешевел: за I полугодие Белоруссия закупила его 10,1 млрд кубометров - на 4,7% больше по сравнению с 2017 годом, заплатив $1,34 млрд – то есть он обошёлся на 4,5% дешевле. Рост импорта связан именно с экспортной деятельностью, так как генерация электроэнергии, на пример, на протяжении ряда лет последовательно переводилась на более дорогие местные виды топлива с целью обеспечения «энергетической независимости». В отличие от экспериментов с «нефтяной независимостью», они были более успешны, хотя далеко не все белорусские промышленные потребители были рады высоким тарифам госмонополии.

Закономерным развитием ситуации, осложнённой непростой ситуацией в находящейся под западными санкциями России стало сообщение агентства Reuters о том, что Москва решила минимизировать льготные поставки в Белоруссию. По рыночным ценам Белоруссия может закупать любые объёмы нефти, газа и продуктов их переработки. Причём на России свет клином не сошёлся и официальный Минск уже демонстрировал это закупками углеводородов в дальнем зарубежье. Однако приобретение нефти, нефтепродуктов, газа, СУГ и других товаров по мировым, рыночным ценам белорусским государственным и частным предприятиям не столь выгодно, так как они не получат большой маржи. В убытке они не останутся, если правительство республики будет проводить адекватную налоговую политику. Впрочем, это уже не российские проблемы.

Если бы кто-то предоставил России подобные льготы и преференции, то российская экономика была бы иной и не возникло бы многих вопросов в социальной сфере, например – по пенсионной реформе. Не нашлось для России такого спонсора, коим весь постсоветский период для Белоруссии являлась Россия.

Александр Лукашенко 18 августа заявил, что не поедет с отчётом к Владимиру Путину и не считает себя чьим-то вассалом. Следовательно, белорусский лидер, видимо, знает, как решать экономические проблемы Белоруссии самостоятельно.

Россия способствует становлению суверенитета и независимости союзной Белоруссии, ограничивая прямую и косвенную помощь во взаимной торговле нефтью, газом и продуктами их переработки. Тем самым стимулируется развитие высокотехнологичных секторов белорусской экономики, создаются необходимые условия для превращения Белоруссии в «IT-страну».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх