Ирония происходящего заключается в том, что именно перевод рынка на формат поставок сжиженного природного газа должен был якобы обеспечить гарантированное превосходство Запада над Россией. Логика у наших западных «партнеров» была «железная». Русские выигрывали почему? Потому что газа у них много и доставка по трубе стоит дешево.
Кроме того, если потребитель к этой трубе подключился, то дальше ему уже сложно перейти на другого поставщика.А вот если перейти на сжиженный формат, то возить товар на приемный терминал можно кому угодно и откуда угодно. Сразу появляется благословенная «конкуренция», «всегда» приводящая к падению цен, а это ведь главное благо для потребителя. К тому же Россия слишком увлеклась трубами и собственных мощностей по сжижению не имеет, а значит, мат ей в два хода обеспечен! Вот все и завертелось, вот все и закружилось…
План уже практически сработал, когда вдруг «коварная» Москва оперативно в короткие сроки построила на Ямале собственный завод мощностью 5,5 млн тонн продукции в год. Что вдвойне неприятно, проекту не помешали ни санкции, ни тяжелые климатические условия, ни отдаленность региона от центральной части страны и его низкая логистическая связанность, ни ограничения на заимствование иностранных технологий.
А так как завод стоит практически в двух шагах от собственного газового месторождения, да еще полгода там суровая зима, то себестоимость продукции у него выходит на уровне примерно 2,5-3,1 долларов за 1 млн британских тепловых единиц (МБТЕ). Еще что-то около 1,5 долларов на доставку до терминалов Западной Европы, и вуаля, он обходится в коридоре 4,4-5,2 долл за МБТЕ, тогда как средняя спотовая цена там колеблется у отметки 6,8-7,6 доллара. Как говорится, вполне можно работать. Не удивительно, что 96% производственной мощности предприятия было законтрактовано на долгосрочной основе еще в конце 2017 года.
Дальше все пошло еще забавнее. Нагнетая истерику по поводу защиты Европы от наглой российской газовой экспансии, США много обещали по поводу собственных поставок СПГ по морю. Обосновывая свои возможности восстановлением сланцевой добычи и размахивая графиком ввода в строй четырех уже реализуемых проектов в дополнение к существующему СПГ-заводу Sabine Pass на побережье штата Луизиана, американские власти про собственный внутренний рынок как-то забыли.
Как и почему такое произошло, на самом деле впору писать отдельный обширный материал. Пока же констатируем, что всю вину за произошедшее Минэнерго США возложило на неожиданно холодную зиму. Было это в 2017 году. Война с русскими на всех фронтах, включая газовый, активно разгоралась, но пришедшие холода резко повысили спрос на энергоносители, а их запас оказался внезапно недостаточным.
Как это обычно на свободных рынках и случается, цены резко полезли вверх, что сделало рентабельным закупки американцами СПГ в Европе. А так как свой там не производится, то, в конечном счете, газ оказался русским. С того самого Ямала. Но привез его в Бостон французский танкер Gaselys, так что формально все приличия оказались соблюдены. Потом был еще один танкер с газом, буквально перекупленным французами у малазийцев. Как писал классик, если взять по 7 долл за МБТЕ на споте в ЕС, еще потратить около 2,2 долл на переход через Атлантику, получается себестоимость около 9,2 долл за МБТЕ, а замерзший местный американский рынок с руками отрывал по 13,4, то какие тут могут быть еще сомнения?!
Клинтонитски ориентированная пресса, естественно, устроила скандал, и Белый дом пообещал учесть, исправить и больше такого не допустить. Но, судя по всему, с исполнением обещания не справился. В этом году американские синоптики снова пророчат "аномально холодную зиму", которая накладывается на явно недостаточный запас в газовых хранилищах. В отопительный сезон 2017/2018 годов США вошли с запасом в 103-105 млрд кубометров, и его заметно не хватило. Пришлось побираться по всему миру и даже покупать русский СПГ.
Сейчас американский Минэнерго сообщает о наличии в запасе только 90,5 млрд куб метров, и хотя существенные морозы физически еще не пришли, рынок уже начал активно "дуть на воду". Всего за семь дней фьючерс на индекс Henry hub, с поставкой через месяц, 14 ноября дошел до 4,5 долл за МБТЕ. Подчеркиваю, морозы еще не начались, а цена уже скакнула на 44%! В Бостоне конечный потребитель уже платит за газ по 10,99 за МБТЕ.
Учитывая явный дефицит запасов, аналитики "не исключают" выход цены на споте северо-востока США к 12 долларам уже в первую неделю декабря, и, вероятно, до 15 долл во второй половине января 2019.
И вот на этом фоне, спокойно, без какой-либо помпы, очень по-деловому, "НОВАТЭК" сообщил, что на днях в водах около Северной Норвегии перегрузит партию (вероятно около 100 тыс. кубометров газа) с ледового танкера Arc7 "Владимир Русанов" на обычный СПГ-танкер "Псков", порт назначения которого пока не определен. Однако представители компании отметили, что уже сейчас маржа от продажи груза в США заметно превышает ее размер в случае поставки в Западную и даже Южную Европу. С более чем прозрачным намеком, что русские просто выжидают более выгодного момента. Клиенту, как говорится, деваться уже некуда.
А "Пскову" до Бостона ходу всего восемь суток хода. Впрочем, учитывая еще более высокую взаимную международную напряженность, скорее всего, физически русский СПГ в США опять доставит какой-нибудь посредник. Не исключено, что французская Total. А американской прессе придется писать по поводу неслыханного азиатского коварства России, ухитряющейся зарабатывать на стране, объявившей против нее экономические санкции.
Но такая мелочь нас волнует совсем мало. Главное, что в этом сезоне есть все основания полагать, что только двумя партиями, как прошлой зимой, дело точно не ограничится.