Курт Волкер успел вовремя «свалить» с тонущего корабля «Украина», а вот его капитану придется тонуть вместе с ним
Президент Украины Владимир Зеленский назвал справедливыми свои критические высказывания в адрес французского коллеги Эммануэля Макрона и канцлера Германии Ангелы Меркель, сделанные им в ходе телефонных переговоров с американским лидером Дональдом Трампом.
Напомню, что накануне Белый дом опубликовал стенограмму беседы, в ходе которой Зеленский жаловался Трампу, что французы и немцы не соблюдают антироссийские санкции, и поблагодарил американского коллегу за то, что США гораздо сильнее поддерживают его страну. Даже назвал Трампа «великим учителем».Украинский президент, комментируя собственные слова, заявил, что он благодарен европейским партнерам за помощь Украине, однако, по его словам, разговор с Трампом проходил в «очень сложный период».
«Россию вернули в ПАСЕ, санкции не оказывали сильного давления на строительство «Северного потока — 2», — заявил он, тут же попытавшись оправдать «партнеров», мол, решение о возвращении России в ПАСЕ принималось еще в конце зимы, когда президентом был Порошенко.
Зеленский также подчеркнул, что не хочет говорить плохо о тех, кто помогает Украине.
«Но я сказал правду, потому что «Северный поток — 2″ для нас — большая угроза энергетической безопасности. Мы можем потерять транзитные деньги — около трех миллиардов долларов», — посетовал он.
Строительство трубопровода он расценил как «постепенное снятие санкций», добавив при этом, что это его «личное видение».
В общем, все это выглядит как оправдание школьника, которого застукали на заднем дворе школы в процессе начертания на стене надписи «Учитель — дурак».
А что такого на самом деле сказал Зеленский Трампу?
«Я сказал им, что они не делают столько, сколько должны по вопросам, связанными с санкциями» — вот дословная цитата.
Простите, а кто кому должен? Берлин и Париж что-то должны Киеву?
Конечно, тут явно сыграло то отношение к миру, которое давно является частью украинского менталитета. «Нам все должны». Хотя бы потому, что Украина якобы истекает кровью, защищая Европу от «московской орды», и вообще в гораздо большей степени Европа, чем страны ЕС, променявшие «европейские ценности» на толерантность, мультикультурализм и т.п.
Но оставим это на совести ментальных «цеєуропейцев», они, судя по всему, неисправимы. Зеленский же может оправдаться тем, что сказал это в ответ на замечание Трампа о том, что США делают для Украины намного больше.
Может, но не будет, ибо это будет неуважением к «великому учителю», а расположение последнего гораздо важнее для Киева, чем расположение Меркель и Макрона вместе взятых. И если уж выбирать, с кем испортить отношения — с Европой, в которую Киев так стремится, или с США, находящимися на другом полушарии, — Украина всегда выберет Европу. Разумеется, максимально попытавшись смягчить ситуацию, мол, больше поддерживали бы Украину — не было бы всех этих слов, сказанных сгоряча от обиды за приглашение России в ПАСЕ и строительство «Северного потока — 2».
В общем, будем считать, что Зеленский красиво «отмазался», заодно дав понять Берлину и Парижу, что они не единственные, кто может, как говорится, иметь доступ к телу столь завидной невесты.
Впрочем, в Берлине и Париже, судя по всему, от этой невесты давно устали, и если у них были иллюзии по поводу смены президента Незалежной, то после этого инцидента они если не рассеялись полностью, то их точно стало меньше.
И да, судя по всему, поведение Зеленского, поддакивающего трамповскому наезду лично на Меркель («много болтает, мало делает»), сама фрау канцлер восприняла как личное оскорбление. Об этом, в частности, пишет Der Spiegel. И если Трампу все, как с гуся вода, Зеленскому может аукнуться.
А что же Зеленский?
Вот пишет в статье для издания «Эксперссо» украинский журналист Виталий Портников, что Зеленский теперь будет остерегаться наговорить лишнего в беседах с Трампом, Меркель или Макроном. При этом Портников подчеркивает, что только в США настоящая, а не «фиктивная демократия», поскольку там общественность может заставить президента обнародовать свои переговоры с иностранными лидерами и в случае обнаружения признаков госизмены подвергнуть импичменту.
Надо отметить, что данный автор является пропагандистом Порошенко, так что его наезды на действующего президента вполне понятны и обоснованы. Прав он в одном — Зеленскому теперь действительно лучше держать язык за зубами во время переговоров не только с Трампом, но и с Меркель и Макроном. Если последние вообще захотят с ним говорить, конечно, после случившегося.
Украинский лидер, безусловно, оказался в крайне неприятной ситуации. Его, по сути, сделали крайним, выставили полным идиотом и человеком, не умеющим дипломатически отстаивать свою позицию, болтающим лишнего. Причем выставил тот самый, кого он называет «великим учителем», опубликовав разговор с ним.
Ведь едва ли кто-то сомневается, что Белый дом выложил разговор президентов в открытый доступ без прямого указания Трампа. Едва ли тому стоило бояться реального импичмента, но обстановку, несомненно, требовалось разрядить, заодно выставив своих оппонентов идиотами, стреляющими по воробьям из пушек. И он, не задумываясь, выложил разговор. А то, что это здорово скомпрометировало Зеленского, — да какое Трампу до этого дело? Он о своей репутации заботится, а не о репутации какого-то там президента Украины. И он может эту репутацию лидера страны-вассала, как оказывается, даже без злых намерений уничтожить одним щелчком пальцев.
Но, черт бы с ней, с репутацией, в конце концов, техническому менеджеру по продаже Украины, коим является Зеленский, едва ли стоит из-за нее сильно переживать. Переживать ему стоит из-за другого. Ведь обнародование разговора с Трампом, конечно, в определенной степени снимает с последнего подозрения в давлении на Зеленского, но не снимает вопроса, вокруг которого все началось.
Конечно, Трамп не давил на Зеленского. Какой смысл хозяину давить на слугу, ведь тот итак все сделает без всякого давления, на то он и слуга. Прямо-таки зловещее совпадение, что для образа Зеленского его политтехнологи выбрали словосочетание, содержащее это самое слово, только на практике этот «слуга» если и служит какому-нибудь народу, то отнюдь не украинскому.
Трампу достаточно просто попросить Зеленского найти ему компромат на Байдена. Просто «по-барски», даже «по-отечески». А чтобы слуга быстрее шевелил извилинами, можно просто заморозить помощь Украине под любым благовидным предлогом — в данном случае для проверки ее на соответствие национальным интересам США. Разумеется, без открытой привязке к указаниям по поводу Байдена. Но едва ли слуга настолько идиот, чтобы не увидеть связи.
Иными словами, публикация разговора с Трампом ни разу не освобождает его от необходимости выполнить то, о чем его просил (или требовал) «великий учитель». В данном случае слова «просил» и «требовал» являются синонимами, поскольку в сложившейся модели отношений между Киевом и Вашингтоном отказ выполнять указания последнего является в принципе нонсенсом и даже не рассматривается украинскими политиками.
Вопрос в том, как сделать это теперь, после скандала вокруг переговоров, когда на тебя направлены софиты всех мировых СМИ?
И стоит ли вообще делать, учитывая, что выборы президента США уже через год, и Трамп их может еще и не выиграть.
Ситуация патовая. Если Зеленский помогает Трампу, а тот вдруг проигрывает выборы, то у Зеленского крупные неприятности. Едва ли Байден (или даже любой другой демократ), став президентом, ему это не припомнит. Если он отказывается, веря в победу Байдена, а Трамп вдруг выигрывает, то у украинского президента также возникают серьезные неприятности, причем еще до выборов. И еще большой вопрос, какие из неприятностей серьезнее.
Конечно, можно потянуть время, в конце концов, год, остающийся до выборов президента США. Не такой большой срок… Но это едва ли получится, ибо Трамп ждет ответа.
В подобной ситуации самое правильное и безопасное для себя решение принял спецпредставитель Госдепа по Украине Курт Волкер, который также явно не желал участвовать в разборках между республиканцами и демократами, но по должности пришлось бы, тем более, что его уже поймали «на горячем» — на организации встреч адвоката Трампа Руди Джулиани с представителями администрации Зеленского, в ходе которых Джулиани озвучивал пожелания босса уже не в столь дипломатичной форме, как сам Трамп. Волкер предпочел по-быстрому свалить со своего поста, который в свете разгорающейся предвыборной войны становится едва ли безопаснее электрического стула.
А вот у Зеленского этого не получится. Возможно, он уже понимает, в какую опасную игру его втянули, но соскакивать поздно. И к своему «электрическому стулу» он привязан крепко, а рубильник, включающий напряжение, отдан ему же в руки…
Дмитрий Родионов, Ren