В современной международной политике часто говорят о демократии, критикуют за ее отсутствие, а если надо даже внедряют ее силой, однако, пока никто не осмеливается признать той простой истины, что народовластие, а именно это и означает демократия, давно приказало долго жить
К размышлениям на эту тему меня подтолкнули последние события в России: вся эта движуха с оппозицией, все эти обвинения в том, что система прогнила, выборы не те и власть не та, а надо бы как на Западе, надо сменяемость, многопартийность и т.
д. История, в общем говоря, всем давно известная. Красивые популистские лозунги позволяют пополнять ряды потенциальных майданщиков новыми адептами, которые, начитавшись «умных» мыслей в соцсетях, откладывают в сторону учебник матанализа и идут вершить революцию, а в мире тем временем трубят о недемократическом подходе российского руководства по отношению к протестующим.Но давайте будем объективны: демократия в современном мире – это что-то вроде дедушки Ленина, смиренно лежащего в мавзолее. На него можно смотреть, можно вспоминать, как это было, но оживить нельзя. Подчеркну, речь не о российской демократии, а о явлении в целом, в том числе и на Западе. Дело в том, что демократия сама по себе штука крайне неэффективная и даже опасная. «Vox populi» — это, конечно, звучит красиво. Как это выглядит на практике? А так, что сведущий в политических делах эксперт, экономист, оценивший эффективность программ кандидатов, идут голосовать на выборах вместе с радикалами, националистами и просто далекими от политики людьми, которые, будучи заваленными бытовухой, готовы купиться на любой привлекательный лозунг, услышанный по ТВ. Собственно, так и получается, что в парламенте оказываются радикалы, неонацисты и иже с ними.
Рассмотрим задачу: есть Украина и есть каноничная демократия. К слову, разного рода либерасты, как, собственно, и Навальный, считают, что она в «незалежной» таки есть. Однако, если бы таковая была в действительности, то никто бы не предъявлял претензий к Крыму, никто бы не устраивал кровавую бойню на Донбассе, а дали возможность самоопределения еще в 2014 году. Правда, следом того потребовали бы жители Закарпатья, Львовской области и других регионов. Украине пришлось бы основательно похудеть, зато, это было бы демократично.
Однако, давайте обратимся к самой непогрешимой в плане народовластия стране, которая посвятила себя тому, что несет демократию по всему миру, всем желающим и, в особенности, нежелающим, — Соединенным Штатам Америки. Там регулярно меняются президенты, главу государства можно потеснить импичментом, там можно протестовать (правда, тоже с разрешения властей, если кто не знал), а еще там можно судиться, судиться и судиться, отстаивая свои иллюзорные права. В общем, свобода! Ты можешь быть трансгендером, гомосексуалистом, фриком или еще кем. Никто тебе этого не запретит. Максимум – огреют в подворотне, но ты, как свободный американский гражданин имеешь полное право обратиться в полицию. Ты можешь делать все, что угодно, пока бдящее ФБР не сочтет тебя подозрительным элементом. И вот тут уже никакие свободы не помогут.
«1984» – ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ: ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ГЛОБАЛЬНОМ ПРОТИВОСТОЯНИИ
Что же до сменяемости власти, то надо просто вспомнить, что Демократическую партию США основали в 1828 году, а Республиканскую – спустя 26 лет. И с тех пор вся американская политическая движуха, все выборы приводят лишь к ротации этих двух политсил. Вы действительно верите, что после почти двухвекового сосуществования партии реально противостоят друг другу? Это, скорее, напоминает американские же театрализованные бои, именуемые реслингом. Выглядит красиво, не зная, можно даже поверить в реальность происходящего, но постанова же, как ни крути. В этом вся суть западного общества, которое за годы регулярного промывания мозга, убедили в том, что это — истина и только так надо и можно жить. Справедливости ради стоит лишь отметить, что эта картинка там выглядит более впечатляюще, нежели в России, да и то, если не углубляться в суть.
Ну, а то, что на Западе сейчас называют «демократией», превратилось во внешнеполитический инструмент карательного характера. Много ли свобод получили жители Ливии, Ирака и других стран, куда добрались эти «мессии»? Конечно, можно предположить, что отстаивать свои права не так уж и плохо с автоматом Калашникова в руках, но лишь до тех пор, пока не наткнешься на такого же «гражданина».
Возвращаясь же после этой экскурсии на российские просторы, надо отметить, что существующая здесь политическая система, как и американская, представляет собой монолит, разве что, не такой крепкий ввиду разницы в возрасте. Тем не менее, внешними силами уничтожить его достаточно сложно, и в оппозиции, которая не прекращает попытки сей монолит шатать, этот факт прекрасно осознают, как знают и то, что втиснуться в эту политическую систему им не удастся.
В теории, это можно было бы сделать, действуя более хитроумно: втереться в доверие, будучи ноунеймом, проникнуть в политическую элиту и уже оттуда делать все то благое и светлое, что обещают россиянам либеральные популисты. Но, видимо, для них это не на первом месте. Куда важнее сама дестабилизация. Гипотетически, это позволит полностью демонтировать существующий монолит власти. Однако, не надо тешить себя иллюзиями о том, что, мол, вот тогда заживем. Монолит снесут, а на его месте начнут возводить свой, сбрасывая строительный мусор на головы вчерашних сторонников-манифестантов. И эту новую власть не будут заботить мирские проблемы. Они будут делить, окапываться, укреплять позиции и устранять неугодных. Как бы, в девяностых уже через это проходили. Вот, правда, тут существует нюанс. Людей, для которых девяностые – это буквально еще вчера, теснит новое поколение, выросшее в относительной стабильности, не сдававшее бутылки, сытое и одетое, с интернетом, телефоном и компом.
Помнится, старшее поколение рассказывало мне о том, как Горбачев в свое время критиковал советскую систему за расточительность, за то, что здесь могут позволить себе выбрасывать хлеб, и тогдашний комсомол в дружном угаре ликовал под эти речи. А вот поколение, пережившее годы Великой Отечественной войны, слушало все это с обоснованным скепсисом.
История повторяется, и пока действующая российская власть делает упор на людях постарше, которым есть, с чем сравнивать, оппозиция делает ставку на молодняк, втирая дичь в их неокрепшие умы. И раз уж речь зашла о цикличности истории, тем, кто сейчас так топит за либеральную тусовку, надо уяснить: систему не сломать. И речь тут не о нынешнем политикуме РФ, который там считают неправильным. Это нечто гораздо масштабнее. Даже если дойдет до того, что оппозиция дорвется до власти и вгонит страну в упадок (как и почему написано выше), а пыл недавних юных «революционеров» поубавится с осознанием того, что же они «здобулы», в конечном итоге появится лидер, такой себе условный Путин, который будет «make Russia great again». И вот те уже подросшие навальнята, которым в этих своих «новых девяностых» придется жить и зарабатывать, начнут нахваливать этого нового лидера, лишь бы была стабильность.
Евгений Гаман, Луганск, специально для News Front