На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Анализируй это

2 984 подписчика

Что стоит за громкими угрозами Трампа в адрес Ирана

Дональд Трамп направил против Ирана свое главное оружие – Twitter, пригрозив президенту Хасану Роухани невиданными страданиями. Так он ответил на высказывания иранца о губительности войны с ИРИ для Соединенных Штатов. Стоит ли теперь ожидать американского удара по Ирану, о риске которого говорят уже давно?

Президент США Дональд Трамп вечером в воскресенье опубликовал гневное послание иранскому лидеру Хасану Роухани. «Президенту Ирана (Хасану) Роухани: никогда, никогда больше не угрожайте США, иначе вы будете страдать от последствий, таких, от которых мало кто в истории когда-либо страдал. Мы больше не та страна, которая будет терпеть ваши безумные слова о насилии и смерти. Будьте осторожнее!» – написал Трамп в своем Twitter, который, как писала газета ВЗГЛЯД, давно стал важнейшим оружием в руках американского президента.

Сообщение Трампа, которое он разместил в соцсети, напечатано прописными буквами, или, как это именуют в Сети, капсом (то есть при включенном Caps Lock), что обычно трактуется как крик.

Режим ярости Трамп в своем Twitter включил неспроста. Накануне Роухани предостерег президента США от необдуманных действий, которые могут привести к невиданной войне. «Господин Трамп, не играйте с хвостом льва, об этом можно пожалеть. Америка должна знать, что мир с Ираном – это суть мира для всех, а война с Ираном – это всем войнам война», – сказал он на встрече иранских дипломатов в Тегеране.

Слова Роухани тоже возникли не на пустом месте. Как известно, антииранский настрой Трамп демонстрировал еще в ходе своей избирательной кампании (хотя еще в 2013 году он ругал Барака Обаму за агрессию против Тегерана). В начале мая Трамп заявил о выходе из ядерной сделки с Ираном, а также о восстановлении санкций не только против Тегерана, но и стран, которые развивают с ним торгово-экономические отношения. Что было негативно воспринято даже их ближайшими союзниками в Европе, например ФРГ, которая и сейчас призывает стороны к конструктивному сотрудничеству и отказу от угроз войной.

Как писала ранее газета ВЗГЛЯД, Вашингтон беспокоит не столько ядерная программа, сколько растущее влияние Ирана в регионе и успехи в гибридной войне против Израиля и Саудовской Аравии. Кроме того, есть у Вашингтона и свой шкурный интерес. Во-первых, Штатам не хочется возвращать иранцам 150 млрд замороженных иранских же денег, а во-вторых, хочется сыграть на изменении цен на нефть.

В начале июля американцы пригрозили обнулить нефтяные доходы Тегерана, то есть убедить другие страны прекратить закупку иранской нефти, что, как рассказывала газета ВЗГЛЯД, чревато серьезными последствиями для всего мира. Накануне, выступая в Фонде Рональда Рейгана в Калифорнии, это намерение подтвердил и глава Госдепа Майк Помпео, обвинив заодно иранские власти во всех возможных грехах, а также анонсировав американское мультимедиавещание на фарси в Иране. И именно желание США покуситься на нефтяной экспорт Ирана вызвало такую резкую реакцию Роухани. В Тегеране ранее уже угрожали в ответ перекрыть вообще все поставки нефти из региона, перекрыв Ормузский пролив.

В понедельник в ответ на гневные крики Трампа бригадный генерал Корпуса стражей Исламской революции Гулямхоссейн Гейбпарвар подчеркнул, что угрозы американского лидера являются частью психологической войны, однако Тегеран продолжит противостоять своим врагам и «не откажется от своих революционных убеждений». «Америка хочет не меньше, чем уничтожить Иран… Но Трамп не сможет сделать абсолютно ничего против Ирана», – добавил он.

«Трамп может угрожать каким-то вооруженным вторжением или интервенцией, но я в это не верю. Это дурная игра – начинать какие-либо действия там, где это может вылиться в непредсказуемость глобального масштаба», – заявил газете ВЗГЛЯД экономический аналитик, кандидат исторических наук, иранист Михаил Крутихин.

По словам собеседника, размеры Ирана и разбросанность объектов на его территории говорят о том, что американцам будет трудно напасть на него. Какая-либо наземная операция против него исключена, а точечные удары по отдельным объектам не принесут пользы. «Иран готов за себя постоять. К тому же Ирану не составит труда перекрыть выход из Персидского залива, откуда на мировой рынок поступает 1/3 нефти. И любое вооруженное вмешательство в данном регионе не будет способствовать восстановлению нормального судоходства», – пояснил эксперт.

Так что пока угрозы остаются угрозами, подчеркнул Крутихин. «Если в Персидском заливе начнутся проблемы с движением танкеров – тогда можно будет посмотреть, насколько это скажется на глобальном нефтяном рынке», – добавил он.

К слову, уже только на фоне заявлений американского лидера цены на нефть несколько опустились. Цена сентябрьских фьючерсов на Brent к 08.10 мск уменьшилась на 0,09 доллара (0,12%) – до 72,98 доллара, WTI опустилась на 0,11 доллара (0,16%) – до 68,15 доллара, передал «Интерфакс».

Политолог-американист Дмитрий Дробницкий также уверен, что вряд ли стоит ждать военного вмешательства США в Иран. «Несомненно, значительная часть американских политиков и даже тех, кто сделал ставку на Трампа, спят и видят, как бы им уничтожить иранскую государственность. Но это было бы последней катастрофой для Ближнего Востока, после которой в этом регионе больше не останется ни одного спокойного места», – резюмировал эксперт.

«Твит Трампа – это медийное повышение ставок в некой дипломатической игре. Однако так просто, как это было с Северной Кореей, в Иран не удастся направить собственного посланника, каким был Помпео, например», – считает Дробницкий.

И действительно, пока типичные трамповские качели агрессии и дружелюбия с Ираном не работают. Так, после сессии Генассамблеи ООН (на которой американцы обрушивались с критикой на Тегеран) Трамп восемь раз обращался с просьбой о встрече с Роухани, сообщал глава канцелярии иранского лидера Махмуд Ваези. Однако все восемь раз ему отказали. Более того, руководитель и духовный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи заявлял, что Иран готов развивать отношения со всеми странами, кроме США.

«Если в Северной Корее все решения принимает один человек, а сама она относится к китайскому блоку, поэтому можно многие вопросы решить, если просто договориться с Пекином, то в Иране – реальная демократия, пусть и под теократическим присмотром, где присутствует множество фракций, ведущих борьбу между собой. И так быстро перейти от фазы резкого обострения хотя бы к визиту первого эмиссара не получится», – указал он.

Также надо понимать, что у Трампа есть проблемы с собственной администрацией, добавил Дробницкий. «И если визит в КДНР был нейтрально воспринят, то любой визит в Тегеран сильно медийно подорвет позиции Трампа, прежде всего среди той части американской политэлиты, которая все же выступает в его поддержку. В общем, на иранском фронте все сложнее, и, договорившись с одним или двумя мировыми лидерами, эту проблему не решить», – продолжил собеседник.

«Я бы также больше внимания обратил на общий фон заявлений других ближневосточных лидеров по итогам переговоров Трампа и Путина в Хельсинки. Судя по всему, какие-то договоренности были достигнуты. И если договоренности были эффективными – они не могут быть удобными и прекрасными для всех, включая Иран. Этот узел гораздо более сложный, чем корейский, потому что в этом регионе присутствует слишком много интересантов», – объяснил Дробницкий.

Тем не менее он уверен, что эта ситуация может пойти на пользу России. Так, она может сыграть роль посредника в конфликте США и Ирана, а также в конфликте Израиля и Ирана. Однако эксперт подчеркнул, что, например, ситуация на Голанских высотах несет риски для Москвы, поэтому она должна дорого продать свое посредничество.

Вместе с тем Крутихин, напротив, считает, что на данный момент у России недостаточно политического и экономического веса, чтобы сполна извлечь выгоду из возможного противостояния между Ираном и США, выполняя посреднические функции.

«Россия пытается заигрывать со всеми: и с Ираном, и с врагами Ирана, и с врагами врагов Ирана. И те страны, с которыми она заигрывает, просто используют ее как средство шантажа тех же США, чтобы показать, мол, если вы не будете с нами – мы будем с Россией. Это чисто психологический шантаж, и реальная сила России не уготована в этом регионе», – заключил Крутихин.

Никита Коваленко, ВЗГЛЯД

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх