На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Анализируй это

2 992 подписчика

Украинский «Боинг», иранский «Эйрбас» и признание вины

Ситуация с украинским «Боингом» получила достаточно необычное разрешение – Иран признал собственную вину. Точнее, вину своих зенитчиков, что всё-таки не равноценно вине всего государства. Что же в этом необычного? Много чего – от самой сути до самых разнообразных нюансов.

А вот американцы в 1988 году не стали извиняться за сбитый иранский А-300 и не осудили своих моряков.

Первое, на что сразу же нужно взвешенно ответить: ошибались ли те аналитики, которые в вале информационной истерики, обвинявшей Иран, видели не доказательство его вины, а напротив – веский довод в пользу его невиновности?

Конечно же, нет! Запад – полностью изолгавшийся коллективный субъект. Там врали так много и по таким чудовищным поводам (чего стоит хотя бы несуществовавшее «химическое оружие» Ирака?!), так часто и так нагло, что знать, в какой же именно момент поверить мальчику, который сто тысяч раз прокричал «Волки!!» — совершенно невозможно, а каждый раз к нему бегать и проверять – никаких сил не хватит. Кампания по обвинению Ирана велась по всем стандартным принципам не слишком опрятной информационной спецоперации – с мутным происхождением фото и видео, кучей нестыковок в самых простых моментах, и так далее. Позавчера мы это всё разбирали. Этот крик «Волки!» был полон такого же хамского озорства, как и тысячи других воплей до него, и не было оснований реагировать как-то уникально.

Так что, да – самым неожиданным стало то, что в сто тысяч первый раз действительно прибежали волки! Бывает же такое!

Второе – даже факт признания Ираном ошибки с поражением гражданского борта зенитной ракетой никак не снимает с США и вины за создание самой такой чреватой рисками ситуации, и американского бизнеса на трагедии. О том, какую массу выгод сумели извлечь Штаты из катастрофы, мы уже писали.  А о вине США за создание ситуации – тоже всё ясно: Мохаммад Джавад Зариф, глава МИД Ирана, совершенно точно сказал, что всё случилось «во время кризиса, вызванного авантюризмом США». Создание ситуации – фактор многими недооцениваемый, но крайне важный: если в вашем регионе много десятилетий присутствуют войска страны, которая уже разрушила несколько государств и не скрывает, что хотела бы вообще всё поставить под свой контроль, то поневоле будешь немного напряжённым – как в невольной компании с пьяным амбалом, который уже побил парочку человек по собственной прихоти. Вот уйдёт амбал – и уровень тревожности, паранойи и бдительности резко снизится, а вместе с ним – и риск подобных катастроф. Вашингтон, намёк понятен?

Третья неожиданность – что Иран повёл себя немного не так, как обычно себя ведут «цивилизованные страны» в подобных ситуациях. Вот, например, инцидент 1988 года – американский крейсер «Винсенс» сбил в Персидском заливе иранский «Эйрбас», приняв его за иранский истребитель (потому что американские моряки нарушили процедуры опознания — к вопросу о профессионализме). Погибло 290 человек. Кого-то наказали? Ни в коем случае: США сделали морду кирпичом, заявили, что их моряки были полностью правы, ситуация вокруг напряжённая, все на нервах, так что лучше сбить лишний лайнер, что пропустить лишний атакующий истребитель. А Иран обещает наказать излишне нервных зенитчиков и в целом сожалеет о случившейся трагедии. США в 1988 году никаких извинений и сожалений не выражали. Что сказать – ну очень «цивилизованная страна»!

Наконец, четвёртое… а может быть, Иран всё-таки никого и не сбивал? Просто открылся вот такой факт: «Стало известно, что США и Иран вели тайные переговоры после убийства иранского генерала Касема Сулеймани. Об этом сообщает The Wall Street Journal. Издание пишет, что страны обменивались информацией через швейцарских послов в Иране. Американские чиновники рассказали, что переговоры были взвешенными, в отличие от официальных заявлений. Также источники добавили, что первое послание было отправлено США через несколько часов после устранения Сулеймани. Администрация президента США Дональда Трампа попросила Исламскую Республику воздержаться от эскалации конфликта, иранцы воспользовались теми же каналами в посольстве Швейцарии в республике, чтобы ответить Белому Дому. Сообщения поступали через факс, об этом знали всего несколько человек».  А тайные переговоры – это такая интересная штука, что на них могли состояться самые необычные диалоги на самые разные темы. Например, США что-то неофициально пообещали Тегерану за «признание вины»… Мы, в любом случае, можем про это никогда и не узнать.

В качестве постскриптума следующее: основной уликой иранской виновности стали, разумеется, не какие-то странные фотки и мутное видео, а данные со спутников. Вот это – да, аргумент посерьёзнее. Но вспомнить об этом нужно в связи с другим «Боингом» — малазийским. Иран прижали к стенке спутниковыми данными, а России уже пять лет их никто не предъявляет, хотя, если бы MH-17 сбили из ДНР, то спутниковые данные стали бы окончательной точкой в деле. Но точку не ставят. Может быть, потому, что «точки» и нет?


Григорий Игнатов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх