Мировые финансовые рынки растут на фоне новостей о том, что «первая фаза» торгового соглашения между США и Китаем уже заключена, и это означает, что «перемирие» в торговой войне между Вашингтоном и Пекином — достигнуто
Предновогодний оптимизм и вера в лучшее — это понятные и простительные эмоции, но есть серьезный риск того что приподнятое настроение мирового финансового сообщества скоро сменится глубоким разочарованием.
Дело в том, что текста самой «сделки» еще не видел никто, кроме его составителей, да и само это экономическое перемирие или предварительное торговое соглашение существует в трех разных реальностях. Об этом соглашении даже нельзя точно сказать есть оно или нет, ибо оно по сути напоминает того самого кота из известного эксперимента Эрвина Шредингера, который мог быть одновременно и живым и мертвым.Есть три, не очень совместимых между собой, «реальности» или версии происходящего: официальная версия США (в изложении BBC и других мейнстримных СМИ), версия скептиков (в изложении Wall Street Journal и китайских медиа) и конспирологическая версия, источником которой является вашингтонское бюро Fox News — телеканала, у которого есть отличные источники в администрации Трампа.
В изложении BBC, официальный нарратив, который вызвал всплеск всемирного оптимизма, выглядит следующим образом: «Азиатские фондовые рынки выросли в пятницу, после того как США и Китай приблизились к заключению торговой сделки, чтобы предотвратить новый виток введения тарифов. Сделка может быть анонсирована позже сегодня, после того как президент США Дональд Трамп, как сообщается, подписал ее условия. Сообщается, что Вашингтон согласился отменить некоторые тарифы, в то время как Пекин увеличит закупки сельскохозяйственных товаров США».
В изложении Wall Street Journal ситуация выглядит совсем не так радужно: «Китай указал, что краткосрочное торговое соглашение с США еще не было заключено, несмотря на подписание президентом Трампом, подчеркивая непредсказуемость переговорного процесса, который вывел из равновесия мировые рынки и мировой бизнес … Хотя, по словам Майкла Пилсбери, советника президента по торговым переговорам, господин Трамп был «оптимистичен и полон энтузиазма по поводу этого прорыва», настроение в Пекине было явно более сдержанным».
В пользу версии о том, что сделки как такой еще нет, говорит и молчание окологосударственных китайских СМИ, которые обычно занимаются крайне активным информационным сопровождением любого нового события в рамках экономической войны с Вашингтоном.
Корреспондент Fox News и Fox Business, Эдвард Лоуренс предлагает, со ссылкой на свой высокопоставленный вашингтонский источник, конспирологическую версию происходящего. Сделка как бы есть, но ее как бы и нет, а в публичном после в полноценном формате она так и не появится. С одной стороны он сообщает, что
«Источник [связанный с торговыми переговорами] говорит мне, что это — исторический день. США и Китай договорились о заключении первой фазы [сделки] на бумаге. Источник сообщает, что китайцы в устной форме соглашаются купить 50 миллиардов долларов продуктов сельского хозяйства, но это не будет в письменной форме. По словам источника, сделка включает в себя защиту интеллектуальной собственности», что уже выглядит довольно странно даже для перемирия: уж очень необычное сочетание письменных и устных договоренностей.
Но финал предполагаемого инсайда еще интереснее: «По словам источника, церемония подписания не состоится с президентом Си. В пятницу в Белом доме будет представлено соглашение. Китайцы просят, чтобы его текст никогда не был обнародован».
Если церемонии действительно не будет, а сам текст останется конфиденциальным, то наиболее логичным объяснением будет версия, что и Трамп и Си пошли на компромиссы, которые будут очень плохо выглядеть с внутриполитической точки зрения, но им обоим нужно поддержать свои финансовые рынки. Получается эдакий заговор высокопоставленных политиков, которые чувствуют свою уязвимость перед хардлайнерами в собственных странах. Вряд ли оптимизма, связанного со столь странным компромисам хватит финансовым рынкам на сколь-нибудь долгий срок.