Президент Белоруссии обвинил Россию в попытках "приватизировать" Победу, умолчав о собственных попытках сделать это
Белорусский "Бацька" Александр Лукашенко возмутился. Он заявил в субботу, что давно наблюдает и отслеживает за тенденцией "приватизировать эту Победу". Имеется в виду – Победу советского народа в Великой Отечественной войне.
Исторический сепаратизм – чей он?
Довольно грубая по форме филиппика белорусского президента была произнесена 2 июня на территории Брестской крепости в качестве ответа на материалы в российской прессе, где действительно участились тревожные публикации на тему, что Белоруссия начинает идти по территории Украины. То есть – сначала с почти невинных, даже несколько робких попыток "уточнить" нечто из нашей общей истории. Ну, скажем, настолько русским был князь Изяслав Владимирович Полоцкий или же он был основателем первой белорусской династии.
Дальше – больше: кто кого победил в той или иной феодальной разборке, кто был "круче" в истории – Великой княжество Литовское или Великое княжество Московское. И в конце – закономерный результат, как на Украине: полностью переписанная история, попытки приписать этому появившемуся в 1991 году государству историю Древней Руси и первых русских князей, затем начало украинской истории от шумеров, выкопанное древними украми Чёрное море и непосредственно происхождение украинцев от питекантропов...
Именно потому, что близок и кровав пример того, к чему приводят эти, на первый взгляд, невинные "уточнения" истории, и заставляет российских аналитиков и политологов с тревогой вглядываться в подобные тенденции в Белоруссии. Так что не там ловит "тенденцию" дорогой президент Лукашенко, которого многие и в России до сих пор с уважением величают "Батькою". Туда ли указывает он обличающим перстом, когда говорит: "Кому-то неймется, что удивительно - в России, приватизировать эту Победу"?
Нет, всё на тот же, на первый, взгляд, логика "Батьки" безупречна:
Как будто не было на войне других - белорусов, украинцев, грузин, армян, таджиков, туркмен... Весь Советский Союз воевал. Погибли даже не сотни и не тысячи, а сотни тысяч. Мы каждого третьего искалечили и потеряли. Вся Беларусь - это памятник. Тысячи сожжённых деревень, ни в чем не повинных людей, стариков, детей".
Да, Александр Григорьевич, всё так. Воевал весь Советский Союз. И на войне, действительно были все его народы. Воевали и умирали и белорусы, и украинцы, и грузины, и все другие, кого белорусский президент упомянул и не упомянул. Вот только лукавство это грязное на памяти и на крови. Гнусное политическое манипулирование вроде того, что применяется сегодня европейскими политиками.
Ведь как у них теперь получается? То Болгарию от турецкого ига не Россия освобождает, а литовцы, эстонцы, украинцы… кто там ещё – молдаване? Вот так – собрались горячие эстонские парни и ну болгар выручать! Где империя, где Россия в это время была? А неизвестно. И неважно. Литовцы сами всё сделали!
Или там, у них в Европах, Освенцим украинцы освобождали. Тоже сами, всё сами. Фронт, мол, Украинский был, так о чём речь? Где СССР? Какой СССР? Не было никакого СССР!
Чья Победа?
И вот что самое парадоксальное в словах Александра Лукашенко и всех тех авторов и адептов идеологии, за коими он повторяет их дорожку в пропасть сепаратизма – сначала исторического, а затем и кроваво-нацистского. И путь такой неизбежен. Ибо сепаратизм опирается на национализм, а от национализма до самого густопсового нацизма – меньше скока воробьиного. А уж нацизм – опция изначально кровавая: ведь нужно навязать восторженный образ мысли относительно нации представителям других наций. Да и просто тем, кто не разделяет нацистских идеалов.
И вновь пример – у всех перед глазами: победивший в Киеве в феврале 2014 года нацистский режим сразу же схватил в руки факел и топор. И начал жечь и убивать тех, кто не с ним. И это с неумолимостью закончилось гражданской войною…
Так вот, несмотря на то, что Лукашенко поминает "весь Советский Союз", что воевал, на деле получается, что отстаивает он участие в той войне – и, значит, право на Победу – государства Беларусь. Но ведь не было такого государства! Оно появилось на карте мира только в 1991 году! И, следовательно, никакого права на Победу не имеет.
Более того, его не имеет – не имела бы и не имела – и Белорусская ССР. Как и РСФСР, УССР и другие республики Советского Союза. Потому что в войне участвовали именно все. Но – как единое государство. И как единый народ – советский. Да, состоявший из более сотни народов, и народностей.
И потому, естественно, никто не отнимает и не смеет отнимать права на Победу у белорусов, у белорусского народа. Как и у украинского, и других. Но вот только опять же время и история показывает, кто именно старается это сделать. Да-да, те самые нацисты, по начальным следам которых Александр Лукашенко и направил своё молодое государство…
Кстати, в том числе и попытками перехвата этим государством той общей памяти о войне и Победе, которая сохраняется в белорусском народе. А как ещё назвать альтернативные, чисто белорусские акции – как шествие "Беларусь помнит", - которые были бы вполне уместны и хороши, если бы дополняли те, что носят общенародный характер. Общий для всех народов Советского Союза.
Но в этом и проблема для юных государств, появившихся на развалинах СССР. Эти же общенародные праздники и традиции унаследовала Россия! А где не унаследовала, то придумала. Как "Бессмертный полк", который и мог появиться только в России! Потому что…
А почему? Да потому, что всё просто. Именно Россия и по духу, и по факту, и по закону остаётся сегодня наследницей Советского Союза. И не потому, что Советский Союз был так уж хорош. Нет, мы прекрасно помним и знаем, что не во всём и далеко не всегда и везде он был хорош. Но он был ещё одним, очередным воплощением России на больше чем тысячелетнем пути её истории. Очередной её инкарнацией после кровавой драмы революции и гражданской войны. Как была она империей после петровских преобразований и войн, как была она царством Российским после Смуты, как была она Московской Русью, просто Русью – и вплоть до первых варягов.
И потому наша общенародная Победа 1945 года – это победа даже не советского народа. Да и как он успел бы сложиться за 20 лет между войнами? Это была победа громадного, великого русского народа, имперского народа - во всём его национальном многообразии и бесконечном количестве национальных, субнациональных, региональных, местных, диалектных групп. Но при всех своих различиях, чувствующих себя своими в своём большом многонациональном государстве. Наднациональном государстве, если угодно.
А кто-то всеми силами, террором и кровью создаёт себе на этой общей исторической территории свои сепаратные клетушки. И начинает при этом с малого – всего лишь вырвать из общей памяти нужный кусочек.
И – приватизировать его.
Автор