Дональд Трамп однажды заявил (и эта фраза потом стала крылатой), что «торговые войны — это хорошо, и в них легко побеждать». Если многочисленные недавние «утечки» в респектабельных западных СМИ соответствуют действительности, то можно будет с уверенностью констатировать, что президент США сильно ошибся с оценкой.
Ибо на данный момент ситуация на фронтах его экономической войны с Китаем выглядит неутешительно, а позиция США все больше и больше склоняется к почетной капитуляции. Информация об изменении позиции администрации Трампа смотрится особенно интересно на фоне многочисленных статей российских СМИ, авторы которых еще в прошлом году заявляли об уверенной победе США в конфронтации с Китаем и о том, что Пекин «слил» торговую войну.Уверенность многих экспертов в экономическом и дипломатическом всемогуществе Вашингтона пока не находит отражения в реальности.
Агентство Рейтер сообщает: «Переговорщики США смягчают требования об ограничении китайских промышленных субсидий в качестве условия торгового соглашения. По информации двух источников, проинформированных о дискуссиях, это сделано после сильного сопротивления со стороны Пекина. Это (смягчение. — Прим. ред.) ознаменовало отступление от основной цели США в рамках торговых переговоров с Китаем».
Стоит объяснить, почему эта «утечка» важна и почему она воспринимается как капитуляция Вашингтона. Дело в том, что, как справедливо отмечают хорошо информированные источники агентства Рейтер, требование ликвидации иностранными государствами промышленных субсидий было ключевым пунктом во внешнеполитической концепции Дональда Трампа. Собственно, ради того, чтобы заставить официальный Пекин отказаться от поддержки собственной экономики и от программы развития собственного высокотехнологичного производства «Made in China 2025», администрация Трампа и затеяла торговую с Китаем. Именно из-за способности Китая конкурировать с США в сфере высоких технологий американские власти организовали преследование компании Huawei по всему миру.
Ради того чтобы снизить риск потери технологического превосходства, Вашингтон был готов пойти даже на серьезную ссору с европейскими союзниками, буквально требуя от них отказаться от более дешевых китайских технологий, особенно в сфере перспективных сетей связи нового поколения 5G. Китаю также велели «отказаться от промышленного шпионажа» и прекратить практику так называемых принудительных технологических трансферов — то есть перестать обусловливать доступ американских технологических и промышленных компаний на китайский рынок передачей китайским компаниям технологий, патентов и доступа к прочей американской «интеллектуальной собственности». Американские переговорщики все еще надеются заставить Пекин отказаться от этой практики, а вот от идеи принудить его и к отказу от субсидий они уже отступились.
Тарифы на китайские товары, введенные администрацией Трампа, с одной стороны, были инструментами принуждения транснациональных корпораций к выводу производства из Китая и возвращения его в США, где на этих производствах смогли бы работать избиратели самого Трампа. С другой стороны (и это, на самом деле, гораздо более важный аспект), тарифы должны были нанести экспортно-ориентированной китайской экономике настолько серьезный ущерб, чтобы заставить председателя Си пойти на уступки, связанные как раз с отказом от амбиций при конкуренции с США в сфере высоких технологий.
Если источники агентства Рейтер не ошибаются в своих оценках и американская делегация действительно отказалась от этих требований, это будет колоссальной имиджевой победой для Пекина и лично для председателя Си.
Мотивация уступок администрации Трампа связана с тем, что ей нужен хоть какой-то результат, который можно будет предъявить как победу над Китаем в рамках уже начавшейся избирательной кампании президентских выборов 2020 года. Если вынести за скобки главную причину торговой войны, то от Пекина вполне можно получить некоторое количество уступок, которые, с точки зрения рядового обывателя или биржевого спекулянта, будут выглядеть очень и очень внушительно.
Именно на такой подход намекают источники Рейтер: «В стремлении заключить торговое соглашение в следующем месяце или около того, американские переговорщики смирились с тем, чтобы получить меньше, чем они хотели бы в плане сокращения субсидий, и вместо этого сосредоточены на других областях, где они считают требования более достижимыми, сообщили источники. <…> Администрация Трампа хочет, чтобы Китай совершил крупные покупки на сумму более триллиона долларов США в течение следующих шести лет, чтобы сократить положительное сальдо торгового баланса. По словам обоих источников, закупки будут производить китайские государственные компании».
Впрочем, наиболее вероятная схема развития событий требует учитывать тот факт, что Трамп известен довольно креативным и крайне избирательным отношением к вопросу соблюдения однажды достигнутых договоренностей.
Нынешнему президенту США в случае переизбрания на второй срок ничего не стоит сразу же по окончании избирательной кампании разорвать любое соглашение с Китаем. Повод, а точнее — предлог, найдется, тем более что выбрать есть из чего: китайские власти можно обвинить во вмешательстве в американские выборы (например, на стороне Демократической партии), можно заявить о том, что Китай был пойман за руку в процессе расследования очередной кибернетической атаки на американские компании или американскую инфраструктуру. Можно, в конце концов, обвинить Китай в массовом нарушении прав человека в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и ввести экономические санкции. Конечно, такое демонстративное попрание договора с Пекином отразится на имидже США самым катастрофическим образом, но для Вашингтона игра стоит свеч: если США потеряют технологическое лидерство, то никакой имидж не вернет надежд на мировую гегемонию.
В любом случае уже сейчас можно констатировать, что никакого успешного блицкрига в экономической войне с Китаем не получилось, а вера некоторых экспертов в то, что США может по щелчку пальцев раздавить китайскую экономику, оказалась необоснованной. Более того, если посмотреть на результаты американской внешней политики в последнее время, то никаких успехов не видно: «Северный поток — 2» строится, власть в Венесуэле и Сирии поменять не удалось, даже новые санкции вводить против России сенаторы и конгрессмены уже не хотят, ссылаясь на «усталость» и на то, что санкции часто оказываются «обоюдоострым мечом», который режет в кровь американские интересы.
Практика показывает, что единственно правильный ответ на американское давление заключается в том, чтобы «гнуть свою линию». По-другому с нашими американскими партнерами взаимодействовать не получается.
Иван Данилов, РИА