Американским пилотам приходится очень непросто. Технологическое отставание мешает им засечь российские самолеты в воздухе. Командир 95-й экспедиционной истребительной эскадрильи ВВС США уже пожаловался, что истребители пятого поколения F-22 Raptor не способны отследить перемещения российских самолетов – Су-30СМ и Су-35 в сирийском небе.
Эскадрилья базируется на авиабазе Аль-Дафра в ОАЭ, чей климат известен своей сухостью и жарким солнцем. Это тоже играет против американских истребителей, как выяснилось. Дорогое стелс-покрытие быстро выгорает на солнце, боится песка, электроника истребителя оказалась несовершенной, а запаса топлива – маловато для выполнения боевого вылета.
Летчикам приходится чрезвычайно быстро принимать решения в воздухе, что непривычно для американских ВВС. Плюс не хватает датчиков для обнаружения и идентификации самолета ночью. Каналы связи тоже стали проблемой: с российскими самолетами не выйти на связь по специальному каналу, а тактическая система Link 16 летчикам недоступна. Добавим сюда и отсутствие нашлемной системы целеуказания…
Американцы все чаще замечают рядом с собой российские истребители, но не успевают отслеживать их передвижения. Просто постоянно вертеть головой весьма проблематично. К чему я привожу все эти жалобы американского офицера? Просто раньше, помнится, писали, насколько американские истребители крутые по сравнению с российскими «сушками». Приводились для примера, в том числе, и технологические данные.
Правда, в начале этого года «разоблачения» российской военной техники, якобы настолько слабой на фоне американской «мощи», оказались пшиком. Журнал The National Interest неожиданно признал, что Су-35 имеет преимущество в воздушном бою перед F-22, причем решающее.
В то же время эксперты заявляют, что истребители по своим боевым возможностям находятся примерно на одном уровне. Только один F-35 подкачал... Не вызывает сомнений одно: маневренность «сушек» выше, чем у «раптора». Они единственные в мире могут выполнить т.н. «блинчик», или разворот в горизонтальной плоскости без потери скорости и высоты. Дальность тоже выше: 3600 км против 2300 км у «раптора», причем без подвесных топливных баков. Ну, а в области военной электроники «россияне» точно лидеры. На «рапторе» РЭБ даже не имеется.
В то же время возможности истребителей всегда проверяются в реальном бою, а не при компьютерной симуляции боя. Так что стенания американского офицера ВВС говорят о мощи «рапторов» лучше, чем эксперты, берущие за основу технические данные. Российские «сушки» мобильнее, а мастерство наших пилотов и вовсе выше всяческих похвал.