На текущий момент считается, что российский Су-25 сбили из ПЗРК, предположительно, американского производства боевики группировки «Джейш ан-Наср». Из-за созвучия названий акцию приписали джихадистской «Джебхат ан-Нусре», и она была рада поддержать эту версию. На деле всё не так просто.
Малыши играют по-крупному
«Джейш ан-Наср» – искусственное образование из 15–16 мелких групп, сформированное в северной части провинции Хама в основном из местных жителей.
Их оплотом был город Дераа, но затем их оттеснили в сторону Идлиба. У большей части этой стаи нет особых политических убеждений, поэтому в ходе войны (а группировка существует в нынешнем виде с 2015 года) они успешно мимикрировали то под «умеренных», то под «революционеров». Вследствие этого «Джейш ан-Наср» в числе первых попала в американскую программу «обучения и вооружения», получила в свое распоряжение противотанковые комплексы TOW и успешно их применяла, подбив во время весенних боев под Хамой несколько сирийских танков. Впоследствии Алаа Рахмон, командовавший расчетами TOW, был убит неизвестными диверсантами в городке Кафр Набуда.Не претендуя на особое политическое влияние, боевики «Джейш ан-Наср» занимались истреблением местного алавитского населения и захватом заложников, в том числе и детей. Несмотря на это, США и их коалиция до сих пор противодействуют объявлению «Джейш ан-Наср» террористической организацией. В кулуарах американцы объясняли свою позицию тем, что эта группировка как бы светская организация, периодически конфликтует с совсем уж отмороженными исламистами. Частично это правда, но все-таки не повод, чтобы прикрывать зонтиком группу шакалов.
Год назад известная своей кровавостью джихадистская группа «Джунд аль-Акса» (входит в ИГИЛ) атаковала штаб «Джейш ан-Наср» в городке Мурак на севере провинции Хама (то есть в родном для них регионе) и взяла несколько сотен пленных. Часть из них джихадисты впоследствии казнили. Этот конфликт был рядовым в череде стычек ИГИЛ и «Джебхат ан-Нусры» с более мелкими группировками за ресурсы и территорию. Но после него «Джейш ан-Наср» решила пойти на переговоры и даже приняла предложение съездить в Астану. В одной из гостиниц казахстанской столицы в сентябре прошлого года во время очередного раунда переговоров был зарегистрирован некий Муханнад Жнейд (Жунайд). Именно так зовут бывшего капитана сирийской армии – второе лицо в «Джейш ан-Наср». Именно он проклинал на чем свет стоит джихадистов в Идлибе после стычки с «Джунд аль-Аксой». Глава сирийской правительственной делегации Башар Джаафари подтвердил, что передавал имя Жнейда как участника переговоров.
В общем, «Джейш ан-Наср» – небольшая «среднестатистическая» группировка без четкой идеологии и объединенная лишь ненавистью к алавитам и их положению в стране. Таких особенно любят американцы, поскольку они бескомпромиссны в продвижении лозунга «Башар должен уйти». При этом во главе её стоят бывшие младшие офицеры сирийской армии – дезертиры, уроженцы северной Хамы и района Хан Шейхун (майор Мухаммад Мансур, капитан Муханнад Жнейд, капитан Тарик Жаду, старший лейтенант Алаа Рахмон), что делает «Джейш ан-Наср» несколько более боеспособной, чем привычные для севера Сирии банды. Поэтому, кстати, они успешнее многих освоили американское вооружение, обычно сложное в использовании.
Самое интересное, что именно Жнейд оказался в числе застрельщиков скандала в сочинском аэропорту, когда группа представителей оппозиции отказалась ехать в конференц-зал на автобусе с изображением правительственного флага на борту. Из Сочи они вернулись в Турцию оскорбленными в лучших чувствах и, по сути дела, отлученными от дальнейшего переговорного процесса. А выпадение из сочинского формата может поставить крест на будущем группировки, поскольку добиться для себя каких-либо привилегий или просто сохранить жизнь им теперь будет трудно.
Есть версия, что именно это обстоятельство могло послужить мотивом для организации операции по уничтожению российского штурмовика. Самым умным там считается Жнейд – с него и спрос. Бросается в глаза, что атака на Су-25 изначально была задумана как шоу: съемка велась с земли с нескольких камер, а операторы примерно знали, где будет пролетать самолет и на какой высоте.
Су-25 майора Филипова облетал зону деэскалации в разведывательных целях и намеренно держался относительно невысоко. Западные источники, правда, утверждают, что за несколько секунд до поражения ракетой из ПЗРК штурмовик дважды выпустил нечто похожее на неуправляемые ракеты. А представители «Джейш ан-Наср» (сейчас даже у распоследних гоблинов есть своя пресс-служба) уверяют турок, что штурмовик совершал маневры для нанесения удара по району Саракиба. Но на видео самолет летит горизонтально и никаких маневров не совершает. При этом у сирийских ВВС Су-25 нет в принципе, так что боевики точно знали, чей это борт. На такой высоте даже звезды можно было рассмотреть.
Роль Турции
Нужно понимать, что уже около месяца сирийские правительственные войска ведут очень успешную наступательную операцию в северной части провинции Хама и части многострадального Идлиба. После захвата аэродрома Абу ад-Духур был замкнут крупный котел, в котором заперты силы как ИГИЛ и «Джебхат ан-Нусры», так и некоторые «умеренные». В настоящий момент идет уничтожение духурского котла одновременно с продвижением на север, в ходе которого в январе 2018 года были освобождены десятки мелких населенных пунктов. Постепенно открывается перспектива и прямого наступления на сам город Идлиб. В такой обстановке не без прямого участия российских ВКС было приостановлено продвижение турецкой моторизованной и танковой колонн в направлении Идлиба, что косвенно свидетельствует о некоторых разночтениях по поводу разграничения зон ответственности между Москвой и Анкарой.
Возможно, российские ВКС косвенно содействуют продвижению сирийских правительственных войск после создания духурского котла. Участие ВКС в самом создании этого котла и в успешном наступлении САА никто и раньше не отрицал. Другое дело, что вряд ли кто-то мог ожидать от боевиков на земле подобной прыти.
Пока что нет никаких оснований напрямую обвинять турецкое командование в содействии «Джейш ан-Нусре». В конце концов, они им не родные, а ПЗРК – американского производства. Другое дело, что буквально на днях группировка «Лиуаа Самарканд», полностью зависимая от Турции, хвасталась тем, будто отбила у курдов американский ПЗРК. Одновременно пошли разговоры, что курды могли сами продать ПЗРК противнику. Эксперты, симпатизирующие курдам (а таких в России очень много), утверждают, что американские ПЗРК для них в Африне – чуть ли не единственное средство спасения от турецкого наступления. И американцы, мол, оказали курдам реальную помощь, за что горцы им теперь по гроб жизни обязаны.
Есть версия, что ПЗРК мог уже долго находиться в распоряжении боевиков и был захвачен ими у сирийской армии в тот период, когда правительственные войска отступали, оставляя оружие и технику. ПЗРК – это ведь штатная единица мотострелкового батальона. Но это в России он – штатная единица, а в сирийской армии даже до войны с этим видом оружия была напряженка. Да и зачем «Джейш ан-Наср» несколько лет хранить где-то в заначке такой мощный инструмент, как ПЗРК?
Российское Минобороны по понятным причинам не делится данными о маршруте сбитого штурмовика. И правильно делает, что не делится. И так понятно, что некоторое длительное время (может быть, до получаса) за ним следили с земли, почему и смогли подготовиться к атаке. Российские ВКС, скорее всего, уже неоднократно совершали облеты района Саракиба на низкой высоте по примерно одному и тому же маршруту. Расстояния там не такие уж и большие: «облет зоны» вполне может быть однообразным занятием, и это не пресловутые «грабли», а обстоятельства театра военных действий – чуть зазевался, и ты уже в Турции, а это мы уже тоже проходили. Иначе никак нельзя объяснить столь высокую степень организованности акции «Джейш ан-Наср».
Слово спецслужбам
На первый план сейчас выходит разведка. Хотелось бы точно знать, сколько ПЗРК американцы передали курдам, сколько могло утечь к группировкам типа «Джейш ан-Наср». Может, оскорбленный и загнанный в угол Муханнад Жнейд купил где-нибудь «на свободном рынке» один единственный ПЗРК. Тем более рынок такого оружия стал чуть ли не единственным (если не считать компонентов ОМУ), за которым тщательно следят едва ли не все разведки мира. И все равно остается возможность, что при наличии средств, достаточной степени отмороженности и содействии государственных органов по крайней мере один комплекс купить можно. Десяток – уже проблема. Их все-таки в гараже не напечатаешь, существует государственный контроль производителей.
Выявить и обнаружить все утекшие к боевикам ПЗРК – теперь основная задача. Далее – как с теми же американскими противотанковыми комплексами TOW после их передачи «умеренным». Не было никакого смысла менять тактическую схему даже для танковых подразделений – ведь не каждый же бородач получил по ракете. Достаточно было точечно выявить даже не группы, а конкретные расчеты, которые американцы обучили ими пользоваться. Потом случится то, что случилось с дважды упомянутым выше Алаа Рахмоном: неизвестная группа диверсантов просто уничтожила его как командира расчета TOW. Больше сирийскую правительственную бронетехнику они не тревожили.
С другой стороны, практика и уставы требуют от командования российских ВКС временно изменить тактику полетов. В то же время мониторинг так называемой зоны деэскалации и помощь сирийцам в наступлении на южные районы провинции Идлиб все-таки требуют полетов на низкой высоте. Возможно, на некоторое время, до выяснения всех обстоятельств, тактику все-таки изменят, что в потенциале может замедлить скорость продвижения правительственных войск.
Это плохо. Скоро может начаться гонка в сторону столицы провинции Идлиб с турецкими войсками, все еще готовящими продвижение с севера. Так уже было и в районе Дейр-эз-Зора, и в самом Идлибе. В этом контексте боевики «Джейш ан-Наср» объективно сработали на Анкару (хотя, повторимся, пока что нет никаких доказательств, с помощью которых можно было бы обвинять турок в нечестной игре). Тем более в понедельник российский военно-транспортный самолет, взлетевший из Латакии, полетел напрямую через Алеппо над территорией Турции, а не как ранее – через Иран.