На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Анализируй это

2 983 подписчика

Сирию надо превратить для США во второй Вьетнам

После падения Абу-Камаля Вашингтон попытается взять реванш в политическом торге с Москвой

Сирийские войска президентаБашара Асада при поддержке ВКС России взяли последний оплот «Исламского государства"* - Абу-Камаль. Часть террористов, удерживавших город, уничтожена, часть переправилась через Евфрат и движется в северном направлении.

Об этом с пятницу, 10 ноября, заявил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на военной коллегии России и Белоруссии.

Надо понимать: Абу-Камаль считался форпостом ИГ, и был одним из самых проблематичных пунктов с точки зрения контртеррористических действий. Аналитики называли этот город, расположенный на границе с Ираком, «городом-шлюзом». В нем были выстроены коммуникации и подземная инфраструктура, которые использовались еще предшественниками «Исламского государства».

Серия ударов, нанесенных российскими бомбардировщиками Ту-22М3 и подводной лодкой «Колпино», позволила войскам Асада развернуть активные наступательные действия по уничтожению боевиков на их последнем плацдарме в Сирии. Но успех дался непросто. Неслучайно глава Минобороны РФ отметил, что поставленные задачи выполняются «не без труда».

«Огромные площади заминированы. Мало того, с каждым днем среди боевиков кратно увеличивается количество смертников», — рассказал генерал. По его словам, «они как индивидуально, так и на джихад-мобилях и мотоциклах прорывают в различных местах линию фронта и совершают самоподрывы».

Тем не менее, подчеркнул Сергей Шойгу, «пока наступление развивается успешно». «Надеюсь на дальнейшее продвижение сирийских войск вдоль Евфрата на север и завершение окружения группировки на западном берегу. Безусловно, надеемся, что планы, которые мы наметили по восточному берегу Евфрата, также будут выполнены», — резюмировал министр обороны.

По сути, с падением Абу-Камаля участь боевиков ИГ в Сирии предрешена, и теперь на первый план выходят вопросы политического урегулирования. Точку зрения Москвы ранее озвучил замминистра обороны РФ Александр Фомин. По его словам, наиболее приемлемой формой является проведение общесирийского форума — Конгресса сирийского национального диалога. «На эту идею положительно отреагировал президент Башар Асад. Оппозиционеры также видят положительную перспективу в данном процессе», — сказал замминистра.

Фомин пояснил, что «народ устал от войны, жители Сирии хотят вернуться к мирной жизни». «Боевые действия практически подошли к концу. Конгресс позволит представителям всех групп сирийского общества самостоятельно выбрать единый путь к дальнейшему развитию государства», — добавил он.

Как рассказал замминистра, Конгресс должен подтвердить приверженность единству, независимости, территориальной целостности и нефракционному характеру Сирии, создать условия для политических преобразований в стране. Ожидается, что на нем также обсудят будущее сирийской Конституции и будет запущена работа над ней.

Проблема, о которой замминистра не упомянул, только в одном: такой сценарий вряд ли устроит США, которые не станут мириться с ролью статиста в сирийском процессе. Да, американцы проиграли Абу-Камаль — ранее в международной коалиции, возглавляемой США, заявляли, что их силы готовят наступление на город. Но в торге с Москвой по устройству послевоенной Сирии Вашингтон, надо думать, постарается взять реванш.

Что влечет за собой падение Абу-Камаля, какое будущее ждет теперь Сирию?

— Разгром ИГ в Абу-Камале еще не означает, что война в Сирии закончена, — отмечает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Боевики «Исламского государства» рассеялись, но будут продолжать действовать небольшими группами: атаковать, совершать диверсии и попытки захвата отдельных населенных пунктов. Кроме того, надо понимать, что США тоже не успокоятся. Они уже предоставляют боевикам зоны безопасности на территории, контролируемой курдами. И не исключено, что «Исламское государство» теперь будет наносить удары по войскам Башара Асада и с курдской территории, и с территории Иордании.

На деле, пока в Сирии присутствуют американцы, спокойствия в стране не будет, а будут постоянные набеги террористов с приграничных территорий. Это вынудит Асада распылять подразделения по всему периметру границы. Между тем, у сирийского президента останется ряд неурегулированных проблем — это анклавы боевиков в провинциях Хомс и Хама, а также в Идлибе. Эти боевики, при негласной поддержке США, складывать оружие не собираются, и у Асада может не хватить сил для эффективной борьбы с ними.

Такая тактика США будет изматывать сирийского президента, не давать ему консолидировать страну и власть в ней.

— До каких пор все это будет продолжаться?

— Война США в Сирии руками боевиков может длиться сколь угодно долго. До тех пор, пока сирийские правительственные войска, при нашей поддержке, не уничтожат все анклавы. А с курдами либо надо договариваться, что американцы убираются оттуда — из подконтрольных им районов. Либо, если курды откажутся, нужно совместно с Турцией наступать на курдские территории, и выбивать оттуда ИГ.

— Чего, по большому счету, добиваются США в Сирии?

— Американцы раньше хотели создать на территории Сирии террористический анклав, который бы распространял свое влияние дальше — на Иран и Закавказье. И даже сейчас США от этой своей цели не отказались, и будут за ее бороться — если не на территории Сирии, то на территории Ирака.

Но теперь перед Вашингтоном стоит более насущная задача — не дать нам пожать в Сирии плоды победы. Не дать закрепиться и стабилизировать ситуацию в стране. И поэтому американцы будут всячески вредить, дестабилизируя режим Асада — подталкивая оппозицию на неуступчивость, и атакуя сирийскую территорию небольшими террористическими группами. Все это будет подрывать мирное урегулирование, на которое, я считаю, с излишним оптимизмом рассчитывает замминистра Фомин.

— Какие у России шансы переиграть американцев в Сирии?

— Мы, безусловно, можем переиграть США, поскольку соотношение сил на нашей стороне. Другой вопрос, если мы будем и дальше идти с американцами на компромиссы, переиграть их не получится.

Думаю, нам полезно вспомнить Вьетнам, где мы американцев все-таки переиграли: дожали ситуацию и вынудили их отступить. Точно так же они могут отступить в Сирии, тем более, единый антиасадовский фронт сегодня зашатался: от него дистанцировались Катар и Саудовская Аравия, а Турция заняла более прагматичную позицию. Если так пойдет и дальше, США могут оказаться в изоляции в регионе, и мы сможем воспользоваться этой ситуацией, — если, повторюсь, не пойдем на компромисс с Вашингтоном.

Андрей Полунин

Источник

Картина дня

наверх