Добрый Бандера, великие литвины и крутые вышиванки - как западные СМИ зомбирует белорусскую молодежь.
Несколько лет назад довелось мне в Киеве попасть на мероприятие посольства США на Украине – узкому кругу экспертов, СМИ и НКО была представлена футурологическая книга основателя и руководителя разведывательно-аналитической компании Stratfor «Следующие 10 лет» (2011-2021). Запомнилась, собственно, не презентация, а дискуссия, которая развернулась по теме прогноза на 10-летие. В частности, американцы говорили о том, что их уже не интересует поколение 20-летних, взоры обращены к тем, кому 5-10 лет. К детям.
Первые итоги этого интереса мы сейчас уже видим. Политические акции стремительно молодеют, причём их участники порой не просто «онижедети», а настоящие дети. Если в 2014 году на украинских майданах «за Европу» скакали в основном студенты, то теперь на факельных шествиях национал-радикалов портреты Бандеры несут и школьники. «Школота» выходит на «борьбу с коррупцией» в России, из неё же копят потенциал протеста в Беларуси. К 2020 году, когда состоятся очередные выборы президента РБ, совершеннолетними станут все те, кому на момент последней переписи населения в 2009 году было 7-8 лет. Выбирать власть предстоит более 500 тысячам новых, совсем юных избирателей, плюс в активе ещё более 800 тысяч тех, кому в 2009-м было 13-19 лет. Более 14% от общего числа населения республики будут составлять избиратели от 18 до 30 лет. И если самые старшие в этой возрастной группе западным специалистам по организации революций уже не слишком интересны, то «младшая группа» плюс бывшие 5-летние – это примерно 700 тысяч представителей нового поколения Беларуси, от 15 до 22 лет, которым западный мир предлагает сегодня ценности вроде ярких наклеек на гаджеты «Спасибо деду за Рогнеду».
Можно, конечно, от этого отмахнуться. Но вслед за этим – размышления «Радыё Свабода» на тему «Ці пераможа вышыванка георгіеўскую стужку?» («Победит ли вышиванка георгиевскую ленту?»). Классическая подмена понятий: якобы «победу вышиванок» над «колорадскими лентами» (так пишет «Радыё Свабода») называют «перамогой беларускага стылю над расейскім». Здесь же можно прочесть и ещё об одном «противостоянии»: «...беларускі рок і этнамузыка супраць расейскага гэтак званага шансону, а насамрэч супраць сьпеваў крымінальнікаў». Молодым людям навязываются штампы: вышиванка «побеждает» георгиевскую ленту, а белорусский рок и этно вытесняют низкопробный российский шансон. То же самое несколько лет назад вдалбливалось юным украинцам.
Рассказы «Радыё Свабода» сопровождаются красочными иллюстрациями: вот белорусский мальчик с мечом-вышиванкой против Дарта Вейдера с «георгиевским» мечом; а вот белорусские «фенечки»-вышиванки рядом с радужными браслетиками ЛГБТ. Ненавязчивое приучение к западным ценностям. И к новому миру, в котором Беларусь «побеждает» Россию вышиванками и музыкой. И тут же – тест: что вы знаете про Витовта Великого, князя ВКЛ, «который перевоплотил княжество в одно из самых могущественных государств Европы». Посыл ясен: ВКЛ – «наше всё».
А вот репортаж про «плошчу незадаволеных школьнікаў» (майдан недовольных школьников). Недовольны минские дети тем, что Генпрокуратура РБ запретила концерт рэпера Face в Минске. Самый приличный отрывок из песенки этого исполнителя: «Если рэп не даст мне денег – я ограблю магазин, я зарежу продавщицу, вынесу её мозги. Старая шалава дай мне кассу. Нажимает кнопку, и я вышибаю её разум…» Всё остальное в этом «творении» – 18++++. Однако «Радыё Свабода» умудрилась углядеть в том, что около сотни юных фанатов Face сдали билеты на несостоявшийся концерт, намёк на «плошчу», куда придут дети – очевидно, добиваться свободы подпевать Face.
В социальных сетях «Радыё Свабода» имеет более 88000 подписчиков «ВКонтакте», 87600 – в Twitter, более 113000 – в Facebook. Для маленькой Беларуси это очень влиятельное интернет-СМИ, площадка, с которой ведётся информационная война за антироссийскую Беларусь. Пусть не сегодня и не завтра: главное – посеять зёрна, дождаться всходов и добиться «цветочков» – тогда уже и «ягодки» ждать недолго.
В Twitter пыхтит ещё один ресурс, призванный настраивать белорусов разных возрастов против России: «РБ головного мозга», более 220 тысяч читателей и самый крупный телеграм-канал. Помимо перепостов «Радыё Свабода» с сопровождающим чириканьем, здесь любят поговорить о том, что «мифы про Бандеру» придуманы в России, а на самом деле Бандера – герой. «РБ головного мозга» вместе с «Радыё Свабода» подсовывают белорусам тему перехода на латиницу, якобы «лацінку ў Беларусі забаранілі падчас расейскай акупацыі». Да, сейчас это белорусы в большинстве своём не воспримут, но и не рассчитана эта идея на тех, кому уже за 30. Прицел на «онижедетей» и детей, которых предполагается сначала «овышиванить», а потом и «олатинить». Главное – начать беспрепятственно внушать белорусам мысли о том, что вышиванка «побеждает» георгиевскую ленту, о «расейскай акупацыі», о могуществе ВКЛ, о «перамоге» белорусской музыки над российской, о благодарности деду не за Победу, а за Рогнеду. Шаг за шагом лепится образ антироссийского белоруса, а лучше – «литвина».
В социальных сетях – десятки «спящих» групп, заточенных именно на это, и сотни «спящих» профилей. Все они проснутся в нужный момент. Как говорится, «мы выйдзем шчыльнымі радамі».
Белорусские власти очень не любят сравнений с украинским майданом, но, я думаю, в 2020 году Беларусь ждут испытания по сценарию событий 2014 года на Украине. В социальных сетях к этому ведётся активная подготовка. «Онижедетей» тихой сапой накачивают гремучим информационным коктейлем, составляющие которого:
– негативное отношение к России;
– стремление Беларуси в Европу («Беларусь – центр Европы!»);
– альтернативная история Беларуси: могущество в составе ВКЛ и «расейская акупацыя»;
– «перамоги» белорусского над российским;
– угроза российского «вторжения»;
– «Лукашенко, уходи!»;
– Украина – хорошо, Россия – плохо.
Параллельно идёт расчеловечивание белорусских силовиков: споткнувшись о «Беркут» на украинском майдане, Запад желает подстелить соломку на очередной белорусской «плошче». Кроме того, надо как-то убедить молодых белорусов, что жечь ОМОН (на белорусском АМАП) – это правильно. Отсюда – оскорбительные рисунки на заборах (которые потом тиражируются в социальных сетях) и «приметы» на манер: «Сын в АМАПе – горе в семье». Одновременно в оппозиционной белорусской прессе ширится скандал вокруг гибели белорусского военнослужащего и в то же время каким-то чудным образом в качестве примера для подражания молодому поколению белорусов подсовывается украинская армия. Украинская! Где, по данным министра внутренних дел, 500 самоубийств участников так называемой АТО в Донбассе, а число небоевых потерь варьируется от 2 до 10 тысяч! Всё это размазывается по социальным сетям и растекается по неокрепшим мозгам.
Информационная сеть, призванная в час икс поспособствовать поджиганию в Беларуси очередной «цветной революции», полностью готова: она создана, разветвлена, укреплена и сдана в эксплуатацию. Она очень хорошо отлажена, эта сеть – именно поэтому вбросы в западную прессу об «угрозах» совместных российско-белорусских учений «Запад-2017» были организованы через белорусские источники!
2020-й – уже почти на горизонте. Есть ли у белорусского руководства рецепты противодействия сценарию новой «плошчи», на которую западные «друзья Беларуси» теперь уже выведут не только 18-30-летних, но и 15-летних?
Арина Цуканова