Предстоящая сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы обещает стать ареной настоящей войны, которую российская политическая элита разворачивает на международных площадках
Речь идет о провозглашенном президентом в Послании Федеральному собранию курсе на сбережение исторической памяти и отстаивании правды о Второй мировой войне.
Именно эта тема становится в Совете Европы не просто дискуссионной, а концептуально значимой для сохранения ялтинско-постдамской системы, в рамках которой страны-победители сформировали понимание итогов войны, ставшее сейчас объектом ревизионистских усилий некоторых европейских стран и прежде всего Польши.Пресс-секретарь спикера Государственной думы Вячеслава Володина Анастасия Кашеварова с некоторой долей свойственного ей веселого легкомыслия сообщила в своем Telegram-канале о том, что на следующей неделе заместитель председателя нижней палаты Петр Толстой и глава Комитета по международным делам Леонид Слуцкий примут участие в работе ПАСЕ, зимняя сессия которой откроется в Страсбурге 27 января:
«…на Совете Думы обсуждали наш международный тандем Толстой-Слуцкий, которые борются за правду и справедливость во всем мире, как Брэд Питт и Ди Каприо в «Однажды в Голливуде». На следующей неделе отправляем их в Страсбург».
Первый важный аспект связан с инициативой Володина, предложившего кандидатуру Петра Толстого на должность вице-спикера ПАСЕ. Это совсем не технический момент. После возвращения России права голоса в ассамблее и возможности участия в органах управления, позиция заместителя председателя организации для представителя России подведет очередную черту под многолетними попытками удержать в неизменном виде антироссийский тренд. Кроме того, хорошо известна даже, может быть, несколько излишняя бескомпромиссность Толстого, которую, впрочем, Анастасия Кашеварова, охарактеризовала следующим образом:
«Петр Олегович пользуется авторитетом среди коллег, последовательно отстаивает интересы РФ, глава нашей делегации в ПАСЕ».
Не поспоришь – Петр Олегович и впрямь «отстаивает».
Но еще более важной кажется политическая инициатива, которую российские депутаты намерены представить и отстаивать на зимней сессии. Ранее ее анонсировал Леонид Слуцкий. Речь идет о проекте резолюции, в которой будет говориться «о защите исторической памяти и недопустимости ее фальсификации». Нижняя палата Польского сейма недавно приняла документ о равной ответственности СССР и гитлеровской Германии за начало Второй мировой войны.
На такие попытки крайне жестко отреагировал президент России, сделавший целый ряд заявлений об участии самой Польши в подготовке войны. Он назвал тогдашнего польского посла в Германии «сволочью и антисемитской свиньей» за то, что тот выразил восхищение планами Гитлера выселить евреев в Африку «на вымирание» и пообещал установить главе Третьего рейха памятник в Польше за эту грандиозную идею. Кроме того, Владимир Путин указал на то, что сговор между поляками и немцами в 1938 году о разделе Чехословакии включил механизмы аннексии и экспансии, ставшие основными движителями нацистской военной машины годам спустя.
Столь резкая отповедь, вызвавшая крайне нервную реакцию как поляков, так и немцев, возвестила о начале совершенно нового этапа в противостоянии России попыткам переписать историю. Причины второй мировой хорошо известны, исследованы, однако еще далеко не все документы по этой теме обнародованы. В России в последнее время открыли архивные данные об освобождении Варшавы Красной армией, но это только начало. Активно сотрудничали с нацистами в массовом уничтожении евреев и представителей других народов не только поляки, фактически все европейские страны оказались вовлечены в это беспримерное по масштабам человекоубийство. И надо полагать, далеко не все желают, чтобы им об этом напоминали.
Проект резолюции, который привезет в Страсбург российская делегация, вполне мог бы опираться именно на документальный материал – договора, соглашения, часть из которых упоминал Владимир Путин. Перевести эти документы на языки стран-членов ПАСЕ было бы, мягко говоря, совсем не лишним. Блок архивных документов едва ли сделает Польшу более сговорчивой, но очевидно, что идти наперекор фактам можно лишь до известного предела: до тех пор, пока их объем и качество не станут абсолютно непробиваемым доказательством истины. К примеру в Польше не любят вспоминать о захвате Тешинской области Чехословакии в 1938 году. Поляки ведут себя так, как будто этого не было. Великобритания и Франция не слишком охотно признают свою ответственность за Мюнхенское соглашение, которым они легитимировали новые границы в Европе. После этого, кстати, Гитлер понял, что он может позволить себе все.
Российское руководство и российские политики идут в контрнаступление с целью остановить ревизионистов. Делать они это намерены с документальными подтверждениями в руках. Так что пожелаем «тандему Толстой-Слуцкий» всяческих успехов на зимней сессии ПАСЕ.
Андрей Бабицкий, специально для News Front