На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Анализируй это

2 992 подписчика

Русофобский фронт в ЕС: как Литву и Польшу сблизила дружба против Москвы

Общие антироссийские интересы сблизили Вильнюс и Варшаву, удивительным образом Литва забыла о «польской оккупации», а Польша — о «притеснении поляков» в соседнем государстве

Визит в Вильнюс президента Польши Анджея Дуды на торжества по случаю 100-летия подписания Акта независимости Литвы от 16 февраля 1918 года знаменует новую страницу в отношениях двух государств, которые были заморожены из-за ущемления прав литовских поляков, ведущих борьбу за право использования языка своих предков на литовской земле.

В основу потепления отношений между Варшавой и Вильнюсом будут положены и совместные инфраструктурные проекты в области энергетики и логистики.

Пять лет не ступала нога польских президентов на литовскую землю. В последний раз это случилось 16 февраля 2012 года. Тогда президент Бронислав Комаровский приезжал в Вильнюс в последний раз, чтобы поздравить литовский народ с днем восстановления независимости.

Расстались они с президентом Далей Грибаускайте не очень дружелюбно. Виной всему были литовские поляки, которые под руководством европарламентария и лидера Избирательной акции поляков Литвы Вальдемара Томашевского, с упорством требовали разрешить написание двуязычных табличек названий улиц и имен и фамилий в литовских паспортах.

А до этого, во время президентства Валдаса Адамкуса, Вильнюс регулярно посещал президент Польши Лех Качинский. Последний же его визит в Литву состоялся буквально за два дня до трагической гибели под Смоленском 10 апреля 2010 года.

Из Вильнюса, 8 апреля, Качинский тоже уезжал не в лучшем настроении и все по той же причине – ущемление прав поляков Литвы. Дело в том, что буквально во время встречи Качинского с президентом Литвы Далей Грибаускайте правящие консерваторы в Сейме, демонстративно громко, отвергли проект закона, который позволил бы полякам писать в паспорте имя и фамилию на польском языке. Тем самым плюнули в лицо президента Польши буквально накануне его гибели.

Последующие попытки уже президента Польши Бронислава Комаровского (2010-2015) помочь литовским полякам в их борьбе за право «оставаться поляками в Литве», ни к чему не привели. Отношения между Вильнюсом и Варшавой были заморожены после отказа Комаровского приехать в Вильнюс на торжества 16 февраля в 2013 году. А протокольные встречи лидеров Литвы и Польши проходили лишь на международных площадках.

Антироссийский магнит притягивает

Особенно сблизились позиции Варшавы и Вильнюса в украинском вопросе, а затем во время формирования «балтийского бастиона» НАТО на границах с Россией.

На антироссийской почве сошлись интересы Литвы и Польши и в экономической сфере. В ускоренном темпе реализуются совместные проекты в области энергетики и логистики. Самый масштабный — строительство энергомоста Польша-Литва, который позволит странам Балтии отказаться от российской электроэнергии и получать ее из Европы после выхода из кольца БРЭЛЛ.

Сошлись интересы литовцев и поляков и в проекте экспансии американского СПГ в Европу. А железная дорога Rail Baltica, строительство которой профинансирует Еврокомиссия, станет стратегическим связующим звеном стран Балтии с Западной Европой. И войдет она в Европу как раз через территории Польши.

Так что сегодня точек соприкосновения Вильнюса и Варшавы гораздо больше, чем пять лет назад. И вряд ли интересы 200-тысячного польского нацменьшинства в Литве сейчас станут выше интересов энергобезопасности всего балтийского региона под зонтиком НАТО.

Полякам с русскими – горькую пилюлю

Последние 10 лет политическое содружество в борьбе за свои права двух самых крупных диаспор нацменьшинств – поляков (около 6% населения Литвы) и русских (около 5%), дали ощутимые результаты. В Литве сформировалась сила, которая на всех уровнях власти (Сейм, самоуправления) с переменными, но успехами отстаивала права всех нацменьшинств Литвы, а не только поляков и русских.

Под знамена ИАПЛ-СХС и Русского альянса стали белорусы и татары, греки и армяне и многие представители почти сорока национальностей, проживающих в Литве. Все они объединились под девизом «Вместе – мы сила!».

Однако в последнее время этот лозунг тихо исчез из обихода политического объединения. Как исчезли и требования поляков о написании двуязычных табличек и имен в паспортах. Обозреватели связывают это с давлением официальной Варшавы на лидеров литовских поляков, чтобы те не путались под ногами со своими мелкими проблемами национальной самоидентификации, когда речь идет о глобальных европейских проектах под руководством США.

А с русскими отныне – не сметь дружить ни на каком уровне. Ведь, каждый, кто говорит по-русски в Литве – потенциальный «агент Кремля». Правда, есть определенная прослойка «правильных русских» – «Иванов (Йонасов), родства не помнящих», которые при каждом удобном случае на приветствие «доброе утро», стараются громко и гордо ответить «Labas rytas».

С ними не только можно, но и нужно дружить уже потому, что эти новоиспеченные «русские литовцы» правильно понимают политику партии (консерваторов), правительства и лично президента Дали Грибаускайте.

Видимо, об этом рассказывал в Варшаве президент Польши Анджей Дуда лидеру Избирательной акции поляков Литвы Вальдемару Томашевскому накануне своего визита в Вильнюс 16 февраля 2018 года. Урок «о новых реалиях в отношениях Варшавы и Вильнюса» продолжался, как и положено в школе — 40 минут. Насколько хорошего его усвоил лидер литовских поляков, покажут выборы местных органов власти, депутатов Европарламента и президента Литвы весной 2019 года.

Владимир Матвеев, Sputnik

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх