Командир боевиков «Айдара» на себе оценил силу «русской чумы» в Европе
На границе Греции и Болгарии греческими силовиками по запросу России задержан бывший командир украинского батальона «Айдар» Сергей Мельничук. Об этом он сам сообщил в своем Facebook.
«Для кого мы воевали, чтобы чума российская пришла в еврозону?
» — написал боевик.Он уточнил, что находится в отделении вместе с беременной женой и девятимесячным сыном и попросил сотрудников украинского посольства выйти с ним на связь, чтобы помочь с адвокатом.
Т.н. «добровольческий батальон «Айдар» был создан весной 2014 года преимущественно из националистов и боевиков т.н. «Самообороны Майдана», имеющих опыт силового противостояния с правоохранителями в Киеве.
По признанию международной правозащитной организации Amnesty International, боевики этого подразделения причастны к похищениям людей, разбою, вымогательству и внесудебным расправам.
Наблюдатели Специальной наблюдательной миссии ОБСЕ на Украине неоднократно сообщали об имеющихся свидетельствах нарушений прав граждан со стороны батальона «Айдар». Согласно отчёту управления верховного комиссара ООН, по данным на 25 июня 2015 года, в отношении преступлений батальона «Айдар» (включая похищения людей, сексуальное насилие, жестокое обращение, захват недвижимой собственности) было открыто
7 сентября 2014 международная неправительственная организация Amnesty International опубликовала доклад, в котором указано, что бойцы батальона причастны к похищениям людей, неправомерным арестам, жестоком обращении, кражам, шантажу, вымогательству крупных сумм денег и, возможно, казням задержанных. По данным организации, некоторые преступления могут быть расценены как военные, и командование этого подразделения может понести ответственность по украинским или международным законам.
Обвинения бойцов батальона «Айдар» в исчезновении людей, в произволe при задержаниях и в плохом обращении с задержанными зафиксирован в отчёте организации Global Rights Compliance, который был опубликован в ноябре 2016 года под эгидой посольства Великобритании в Киеве.
В одном из докладов приводятся слова Мельничука, сказанные правозащитникам:
«Это не Европа. Здесь немного по-другому… Здесь война. Законы поменялись, порядки упростились… Если захочу, я могу Вас прямо сейчас арестовать, надеть мешок на голову и
Сергей Мельничук, до этого сотник «Самообороны Майдана», основал батальон весной 2014 года. Осенью того же года на досрочных выборах в Верховную Раду избран народным депутатом по списку Радикальной партии Олега Ляшко. Был исключен из фракции в феврале 2015 года, после штурма и поджога бойцами «Айдара» Министерства обороны Украины.
Тогда же 2015 года в интервью BBC взял на себя вину в корректировке артиллерийского огня, приведшей в гибели 17 июня 2014 года журналистов ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина. Позже против него было возбуждено уголовное дело по подозрению в создании преступной организации и бандитизме, и 3 июня 2015 года с него была снята депутатская неприкосновенность, однако Рада не дала разрешения на его арест.
В ноябре 2018 года Мельничук в числе 322 граждан Украины попал под российские санкции.
В настоящий момент На сайте Следственного комитета России сообщается, что в июне 2014 года комбат «Айдара» Мельничук «принимал непосредственное участие в минометном обстреле мирной территории, когда погибли Корнелюк и Волошин.
В июле 2019 года в эфире украинского телевидения он похвастался пленением нескольких десятков российских военных. По его словам, он задержал и «лично сдал» 55 псковских десантников, среди которых были «два старших офицера».
Впрочем, едва ли стоит ожидать, что даже громкие признания в военных преступлениях на камеру станут основанием для какой-либо страны ЕС для выдачи Мельничука России. Достаточно вспомнить историю с членом УНА-УНСО* Игорем Мазуром, которого также по запросу России в прошлом году задержали в Польше, однако Варшава отказалась его экстрадировать, и он был передан на поруки генконсула Украины.
Выходит, получив запрос от России, любая страна обязана его рассмотреть, но совершенно не обязана его исполнять. Конечно, отношения с Грецией у нас намного лучше, чем с Польшей, но вряд ли стоит рассчитывать, что и эта страна проявит самостоятельность и пойдет против генеральной линии Брюсселя, направленной на укрывательство украинских военных преступников.
— Это был запрос в Интерпол. А Мельничук уверен, что в Европе с ним ничего не будет, — считает доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.
— Даже если речь идёт о Греции, имеющей неплохие отношения с Россией. Под давлением Евросоюза Греция наверняка его отпустит. Хотя какое-то время в СИЗО могут и подержать…
«СП»: — Так отношения с Грецией неплохие? Почему тогда не стоит ожидать экстрадиции? Ведь Греция это не Польша…
— Отношения между Россией и Грецией несколько испортились из-за церковных дел. Но всё равно они неплохие. Тем не менее Греция — прежде всего член ЕС. И это перевешивает всё прочее.
«СП»: — Кстати, в Польше вроде по закону должны сажать за пропаганду бандеровщины. Почему тогда не ловят специально и не сажают одиозных украинских националистов? Или этот закон на практике не работает?
— В Польше основа политики — русофобия. И при выборе между Россией и бандеровщиной поляки в 9 из 10 случаев выберут бандеровщину.
«СП»: — Мельничук в вое время чуть ли не прямым текстом признался ВВС, что участвовал в убийстве Корнелюка и Волошина. Достаточное ли это основание для европейцев?
— Сотрудников российского государственного ТВ в Европе зачастую журналистами не считают. Они, мол, приехали в Донбасс без ведома Украины, а значит, сами виноваты… Осуждение Мельничука по этому делу ни в одной из стран ЕС невозможно.
Задерживать таких, как Мельничук, могут только за преступления против гражданского населения. И должны быть иски в суды европейских стран по этому поводу… Пока этого нет — ничего Мельничуку и иже с ним в Европе не грозит.
«СП»: — По словам Мельничука, «чума российская пришла в еврозону». Могут ли такие случаи все же настроить украинских «патриотов» против Европы и заставить их меньше стремиться к «евроинтеграции»?
— Часть украинских националистов уже стала евроскептиками и без истории с Мельничуком. Она для них станет очередным подтверждением, что «Соборную Украину» можно строить и без вхождения в ЕС. Хватит и НАТО.
— Сложно представить, чтобы Мельничука выдали России, — убежден политолог Александр Дудчак.
— Всё же — Греция — страна-член ЕС и НАТО, представитель так называемого коллективного Запада. И обычно, её власти действуют соответственно.
«СП»: — Греция все же считается дружественной России страной…
— Эта «дружественность» очень условна. Сложно назвать примеры её проявления. Да, были случаи, когда греческие власти экстрадировали в РФ преступников — граждан России. Но, также и выдавали задержанных российских граждан не России, а странам, которые требовали их выдачу.
«СП»: — Если представить себе, что такой, как Мельничук попадет в Россию, что его ждет? Сделают нового «героя» типа Савченко и обменяют?
— Конечно, его ждёт суд, и вряд ли судьба будет к нему так же благосклонна, как к Савченко. Делать «героев» из чего попало, на Украине после «Майдана» научились.
«СП»: — Мельничук в свое время чуть ли не прямым текстом признался ВВС, что участвовал в убийстве Корнелюка и Волошина. Военные преступления «Айдара» против мирного населения фигурируют в отчетах ООН, ОБСЕ, Amnesty International. Этого недостаточно для привлечения его к ответственности в Европе?
— Если бы привлекали к ответственности всех и по закону, то может, и война на Донбассе уже бы закончилась. И даже не начиналась, так как пришлось бы привлекать к уголовной ответственности организаторов государственного переворота на Украине. Да, и тех, кто был гарантом прекращения того майдана, а это на тот момент — главы МИД Германии и Польши, представитель МИД Франции. Но, это каким-то образом осталось вне фокуса внимания европейцев.
«СП»: — В России постоянно открываются уголовные дела против украинских военных преступников заочно. На Украине над этим смеются, да и у нас относятся скептически. Может, не зря все это?
— Не зря. И те, против кого эти дела открываются, не так уж веселятся. Те, кто воюет со своим народом, скорее всего, уже с бывшим своим народом, не должны чувствовать себя в безопасности даже у себя дома. А, народ превращается в «свой бывший», уже после первого выстрела в него со стороны «своей» армии.
«СП»: — Получается, что для всех этих людей, даже если их в итоге будут выпускать, любые поездки заграницу будут теперь сопряжены с проблемами? Можно ли это назвать эффективными мерам воздействия? Насколько реально сделать хотя бы наиболее одиозных боевиков невыездными из Украины?
— Это одна из мер, но не единственная. К сожалению, пока убийцы ходят на свободе, даже те, кто добровольно признавался в убийстве офицеров МВД — как это было, например, с одним из участников майдана — Бубенчиком, признавшимся в убийстве двух офицеров «Беркута». Тех, кто не скрывал своего участия в убийствах на Донбассе, намного больше из-за масштаба, но пока им преступления сходят с рук. Уголовное дело против убийц и мародеров батальона «Торнадо» — скорее исключение. Но, сколь верёвочке не виться…
В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры». Их деятельность на территории России запрещена, сюда же меджлис и прочие.