Залихватский разворот сюжета вокруг «Русала» Дерипаски, который больше напоминает красивый рейдерский захват с использованием государственных институтов американскими властями, несомненно, войдет в историю российско-американских отношений. Нам есть о чем говорить.
Стратегия США имела в своей основе два хода. Сначала – максимально жесткий информационный накат с тем, чтобы вынудить основного собственника понять, что лучше расстаться с акциями, чем потерять все, а потом, когда Силуанов обо всем в Вашингтоне договорился, отыграть назад, чтобы все, кому надо, смогли взять свое. Таким образом, стало предельно ясно, какую «большую сделку» Дональд Трамп предлагает Владимиру Путину.
По сути, он говорит – посмотри, вот есть бесхозное добро – ни твое, ни мое. Как так? Что с ним делать-то? И, надо сказать, это правильный вопрос – деньги Семьи не работают на экономику России. Соответственно, предложение Трампа имеет большой смысл в условиях предстоящей передачи власти в России, особенно в том случае, если произойдет слияние российских и американских патриотических капиталов в противовес капиталам транснациональным.
Телеграм-канал «Политджойстик» отмечает:
«С этого дня вы можете легко смеяться в лицо тем, кто считает Трампа неудачником или худшим Президентом Штатов.
Во-первых, он фактически обошел Закон CAATSA, который запрещает снимать санкции с лиц, которые попали под них без согласия Конгресса. Решается это путем выдачи Минфину новой лицензии. В данном случае лицензия номер 12 в отношении российских лиц, попавших под санкции 6 апреля, заменили лицензии номер 12А и номер 14. При полном обнулении лицензии лицо будет находиться под санкциями, но их фактически не будет. Это такое своеобразное досрочно - условное освобождение лиц из списка SDN. Вот тут разъяснение Минфина.
Во-вторых, он нарисовал дорожную карту Макрону и Меркель ещё до их приезда по поводу их обеспокоенности санкциями против немецких и французских компаний, если они продолжат сотрудничать с Русалом. Карта подразумевает потерю контроля Русала Дерипаской и отсутствие ограничений на работу с Русалом американских компаний, вплоть до вхождения в капитал. Роль Макрона и Меркель - уговорить Россию не национализировать Русал. Национализация, кстати, это непростой сюжет. Наверняка, часть Русала попала на маржин - колы и активы заложены в западных банках, что позволяет забрать их себе на баланс и потом продать тем же американцам.
В-третьих, он уделал не один десяток своих оппонентов в Штатах. Он сам себе создал мощнейший аргумент: Буш не смог, Обама не смог, а я вот так раскрутил тему с санкциями, что и американским промышленникам хорошо, и европейские лидеры на поклон приехали, и того и глядишь Россия запустит в стратегический актив. А уж, если прокатит с Русалом, то и на другие активы можно наехать. С такими сюжетами можно и на второй срок готовиться и сторонников в Конгрессе и Сенате получить».
Собственно говоря, мы об этом писали здесь еще в ноябре 2016 года в статье «Последствия избрания Трампа для России и ее соседей», как только Трамп пришел к власти:
«Сейчас многим достаточно трудно представить, что будет, если США договорятся с Россией о разделе мира на сферы влияния. Тем не менее, это можно сделать, если вспомнить именно 60-70-ые годы, когда Советский Союз был еще достаточно силен.
Для того чтобы отойти от логики холодной войны, останется сделать еще только один шаг - это начать совместные крупные инфраструктурные российско-американские проекты, аналогичные российско-китайскому экономическому сотрудничеству. Например, сотрудничество между Дальним Востоком и Аляской, а также в Арктике — с лихвой и многократно окупят любые потери США и России на других направлениях торгово-экономической и военно-политической экспансии. И чем больше лет продлится это сотрудничество, тем более устойчивый и стабильный мир мы получим к концу первого срока Трампа».
Дело «Русала» – первая ласточка нового этапа в отношениях России и США. На очереди другие фигуры прежней эпохи. Время Семьи подходит к концу. Санкции, они такие, эти санкции, очень персональные…