Что на самом деле означает начало развода противоборствующих сторон в ЛНР
На участке линии соприкосновения в районе Станицы Луганской в Донбассе начался отвод вооруженных сил от линии соприкосновения. Об этом сообщил представитель Луганской народной республики в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня (СЦКК) Роман Иванов.
Он рассказал, что Народная милиция ЛНР приступила к разведению сил в указанном районе. В 12:00 была подана сигнальная ракета белого цвета о готовности к началу разведения, а в 12:15 был подан сигнал зеленой ракетой, что означает начало процесса разведения сил и средств.
«Отведение сил и средств началось при мониторинге (со стороны представителей) СММ ОБСЕ, которые осуществляют его синхронно и зеркально с обеих сторон. СММ ОБСЕ подтвердила запуск сигнальной ракеты и начало процесса вывода войск ВСУ с нулевых позиций», — подчеркнул он.
По словам представителя ЛНР, весь процесс займет до трех дней.
«По завершении процесса вывода наших подразделений Народная милиция уведомит СММ (Специальную мониторинговую миссию) ОБСЕ о завершении процесса разведения сил и средств», — рассказал Иванов.
При этом он напомнил, что ранее, с 2016 года, разведение сил у Станицы Луганской 80 раз срывалось ВСУ под различными предлогами.
Информацию о разведении войск также подтвердили в командовании т.н. «ООС».
«Сегодня в полдень украинские военные отошли с одной из позиций, которая находилась перед КПВВ „Станица Луганская“. Все происходило под наблюдением представителей ОБСЕ, которые были по обе стороны. Кроме того, за отводом войск наблюдал лично командующий ООС генерал-лейтенант Александр Сирский», — сообщается в Facebook штаба операции.
По словам Сирского, это только первый этап отвода войск, который в дальнейшем продолжится.
Кроме того, стало известно, что на днях ожидается приезд в Донбасс представителя Украины в контактной группе по урегулированию ситуации на востоке страны Леонида Кучмы с целью «продолжить работу по отводу сторон на определенные минскими договоренностями рубежи».
Напомним, в 2016 году контактная группа по урегулированию подписала рамочное решение о разведении сил и средств сторон конфликта в ЛНР. При этом согласованный отвод сил в районе населенных пунктов Золотое и Петровское состоялся, а в Станице Луганской неоднократно срывался.
— Первый день отвода сил от Станицы Луганской со стороны ВСУ и Народной милиции ЛНР прошел под контролем наблюдателей миссии ОБСЕ, — подчеркивает донецкий журналист и блогер Марина Харькова.
— Представители украинской стороны заявляют, что они не только отводят свои силы, но и демонтируют некоторые укрепления. Насколько реален этот отвод, пока неясно, так как радужные заявления всех СМИ и официальных представителей редко когда отражают истинное положение дел, а отвод сил именно в этом районе срывался уже 70 или 80 раз. Поэтому не стоит спешить с выводами, включать победные фанфары и делать глубокомысленные выводы о начале мирного урегулирования. Даже если отвод состоится благополучно, то это никак не отразится на общей боевой обстановке. Однако улучшит гуманитарную обстановку в районе перехода простых граждан, которые из Луганска приезжают на украинскую сторону или навестить родственников, или получить свою пенсию или соцпособия. Десятки тысяч людей мучаются, переходя этот отрезок по крутым сходням, установленным вместо разрушенного моста, по дикой жаре или по зимней гололедице. Пожилые люди и инвалиды испытывают неимоверные трудности, чтобы преодолеть этот участок. Так что намерения украинской стороны восстановить мост и перенос их огневых позиций от блокпоста — это, в целом, разумное решение. Сугубо тактический прагматический шаг, который совершенно не повлияет на общую расстановку сил.
«СП»: — Украинская сторона сообщает, что это только первый этап. Последует ли второй, третий и т. д.
— Угадывать, что предпримет или не предпримет украинская сторона — гораздо тяжелее, чем предсказать появление кометы Галлея, к примеру. В целом, мое мнение, что второй и третий этап вполне могут завершиться, так как бардак и жуть на этом переходе нервируют всех. Если же говорить о позициях ВСУ у перехода, то украинцы там находятся не в очень выгодном положении, так как с окрестных возвышенностей они просматриваются почти насквозь. И, в случае внезапного обострения, не только просматриваются. Поэтому давайте не будем приписывать противникам никаких жестов доброй воли: даже странно, почему они раньше упирались и не шли ни на какие уступки.
«СП»: — В 2016 году отвод сил в районе населенных пунктов Золотое и Петровское состоялся, а в Станице Луганской неоднократно срывался. Почему?
— По вине украинской стороны этот отвод многократно срывался. Мотивация не известна.
«СП»: — Если этот развод сил будет успешным, можно ли будет говорить о реанимировании минского процесса?
— Этот микрошаг назвать реанимацией минского процесса нельзя потому, что минский процесс должен продвигаться и в политической части, где сейчас наблюдается тупик. Но если из-за отвода сил наступит даже небольшое облегчение режима перехода мирных граждан на станичнолуганском направлении, то это даст положительный эффект для простых людей, замученных мытарствами и испытаниями шестого года войны.
— На днях я общался со знакомыми из Стаханова и Первомайска (ЛНР), последний вообще находится на передовой, Стаханов — в небольшом отдалении, — рассказывает директор Центра общественного и информационного сотрудничества «Европа» Эдуард Попов.
По их словам, в последнее время ухает как в худшие времена 2015-го. Из Донецка тоже поступали тревожные новости. Едва ли стоит говорить, что ситуация с приходом Зеленского улучшилась. На мой взгляд происходит обычный рутинный процесс — хоть эти слова и звучат цинично для жителей Донбасса, живущих близ передовой. Украинские подразделения отходят, недовольные бытовыми условиями, Народная милиция ЛНР перегруппируется — всё это было и раньше.
«СП»: — Последуют ли за этим еще шаги? Или на этом все остановится? Что реально даст этот развод сил?
— Я никогда не верил в серьезность миротворческих инициатив Зеленского. Если он сам действительно хочет мира — а он хочет мира, как любой бизнесмен, как любой непрофессиональный политик, как любой украинец— то есть, чтобы был достигнут «компромисс»: Россия пошла на уступки в одностороннем порядке и перестала бы поддерживать республики Донбасса. Но ему не позволят этого сделать. Мы уже видели, как отреагировал руководители «ООС» на указ президента Зеленского не отвечать на огонь противника.
Зеленский, безусловно, слабый президент. Украина исторически никогда не была централизованным по стилю правления государством, здесь всегда боролись олигархи — сначала казацкая старшина, теперь — наворовавшие «бизнесмены» как правило не украинского происхождения. С приходом же Зеленского украинская децентрализация усилится. Я говорил ещё в первые дни после озвучивания результатов второго тура выборов президента Украины, что Зеленский первые месяцы своего правления будет активно имитировать миротворческий процесс, но дальше риторики и каких-то малозначимых шагов дело не пойдет. По всей видимости, всё движется по этому пути.
«СП»: — Сможет ли украинский президент как-то конвертировать это в политический успех?
— Зеленский для того и имитирует активность на миротворческом поле, чтобы показать: а) жителям Украины, б) Западу, что он не Порошенко, он миротворец. Одним это нравится, другим — не очень. Первые месяцы правления народ на Украине будет ждать и надеяться, кто-то будет продолжать верить в хорошие перемены. Но когда наступит разочарование, — а оно неизбежно наступит — с рейтингом Зеленского произойдет такая же неприятная история что и с рейтингом Порошенко. И даже хуже: Порошенко — гораздо более опытный политик и очень опытный бизнесмен. Он сумел создать свою команду, сумел, несмотря на свою непопулярность, закрепиться во власти — и в вертикальных, и в горизонтальных (региональные властные органы) структурах. Зеленскому это вряд ли удастся. Поэтому его падение обещает быть более громким и болезненным.
«СП»: — Насколько он или кто еще на Украине контролирует армию? Можно ли ей просто приказать прекратить огонь и отвести войска?
— Зеленский армию не контролирует. Армия его презирает. И не потому что он «миротворец», а потому что он слабый. Любой его приказ как главнокомандующего, идущий вразрез с интересами армии, руководства «ООС», будет проигнорирован. Это не Россия времен первой чеченской войны, когда Кремль откровенно предавал армию, а та послушно выполняла предательские или идиотские приказы. Слабость президентской и, вообще, центральной власти на Украине автоматически усиливает других игроков.