Великобритания намерена создать специальный регулятор, который будет бороться за «чистоту» интернета и следить за социальными сетями, мессенджерами, форумами. Заявленная цель — поставить надёжный заслон распространению насилия, экстремизма и дезинформации. Регулятор будет иметь право сурово карать нарушителей вплоть до заморозки активов глав IT-компаний. Британия начинает информационную войну по-новому?
Проблематика «чистоты» интернета беспокоит правительства разных стран с того момента, как Всемирная паутина получила распространение почти по всему миру. Интернет позволяет обезличить информацию и сам по себе сегодня уже настолько обширен, что отследить ежесекундно появляющиеся сообщения почти невозможно.
Это вызвало проблему появления в Сети неподобающего или опасного контента, начиная от сцен насилия, убийств, порнографии и кончая распространением экстремизма и так называемых групп смерти. Ещё одна проблема, о которой очень много говорят на Западе, — использование интернет-технологий для управления общественным мнением с политическими целями. Именно такая формулировка, например, сопутствовала понятию о «российском вмешательстве» в выборы в США в 2016 году.
Правительство Великобритании объявило, что стране необходим особый регулирующий орган, который следил бы за британским сегментом интернета, выявлял нарушения и наказывал виновных. При этом регулятор должен заниматься всем и сразу: идентифицировать ненадлежащий контент он должен с такой же лёгкостью, как и дезинформацию.
Высокие цели
Если Лондон хочет предотвратить распространение в интернете экстремизма, религиозной нетерпимости, дискриминации по расовому признаку, насилия, то это можно только приветствовать. Однако в обязанности регулирующего органа будет входить отслеживание дезинформации, а также наказание владельцев социальных сетей, которые допускают её распространение или утечки информации.
С таким заявлением выступило 8 апреля правительство Великобритании. Текст документа о новом регуляторе появился на сайте британского кабинета министров. Вместе с учреждением отдельного органа будет подготовлен и законопроект, регулирующий его деятельность. В документе сказано, что регулятор на самом деле будет следить не за «чистотой» интернета, а за социальными сетями и надлежащим исполнением ими положений закона.
В соответствии с первым в своём роде законом о безопасности в интернете, социальные сети и IT-компании будут обязаны защищать своих пользователей и подвергаться жёстким наказаниям за несоблюдение этих требований,
— сказано в правительственном документе.
Там также говорится, что с предложением о создании регулятора выступили Министерство цифровых технологий, СМИ и спорта и Министерство внутренних дел. Отмечается, что закон будет требовать от IT-компаний принимать «разумные меры» для защиты пользователей. В настоящий момент идут 12-дневные консультации о возможных наказаниях для интернет-компаний. Среди них — блокировка доступа к сайтам и персональные меры против владельцев.
«Интернет может быть блестящим средством для объединения людей по всему миру, но компании уже давно не делают достаточно для защиты пользователей от вредоносного контента, особенно детей и молодёжи. <…> Мы выслушали участников кампании, родителей и возлагаем на интернет-компании юридическую обязанность заботиться о безопасности людей», — сказала премьер-министр Тереза Мэй, комментируя законопроект.
Удар по IT?
Как пишет издание Business Insider, разработка закона о борьбе за «чистый» интернет удивительным образом совпала с ростом давления на IT-компании в США. Прежде всего на Facebook, YouTube,Twitter, Instagram.
«Предложения, получившие название «первых в мире законов о безопасности в Сети», совпадают с началом глобального давления на американские технологические фирмы с целью предотвращения появления на их сайтах пропаганды терроризма, разжигания ненависти и сцен самоубийств», — пишет издание.
И на самом деле зерно истины в инициативах США или Великобритании есть. Достаточно вспомнить, как стрелок из новозеландского Крайстчёрча вёл онлайн-трансляцию расстрела людей. YouTube и Instagram ранее попали под шквал критики после самоубийства британской школьницы Молли Рассел в 2017 году. Выяснилось, что 14-летняя девочка активно просматривала фотографии самоубийств и сцены нанесения повреждений людьми самим себе.
Однако новый британский законопроект шире. Он предлагает наказывать интернет-компании за любые инциденты, которые могут быть классифицированы как причиняющие вред пользователям. Это значит, что кары не смогут избежать и те организации, которые допустили утечку персональных данных пользователей.
К настоящему моменту известно о большом числе таких утечек. Наиболее резонансной стала утечка личных данных 87 млн пользователей Facebook в 2016 году из-за работы компании Cambridge Analytica по заказу команды президента США Дональда Трампа. Эта брешь — первый в мире пример столь масштабного слива информации, главе Facebook Марку Цукербергу пришлось отвечать на вопросы следователей, а позднее оправдываться в Конгрессе США.
По новому британскому закону Цукербергу грозил бы огромный штраф и даже заморозка активов в Великобритании, если бы регулятор установил ответственность Facebook. А ответственность эта была.
За ещё одним примером далеко ходить не надо. Новая утечка произошла 3 апреля 2019 года. О ней сообщила компания UpGuard, специализирующаяся на кибербезопасности. По её данным, в открытый доступ попали более 540 млн записей о пользователях соцсети. Причина — хранение паролей в незащищённом виде.
Дезинформация и политика
Ещё один заявленный аспект работы нового британского регулятора — борьба с дезинформацией. Как понимать этот термин? Ложная информация, заведомо вредная или же намеренно переданная в чьих-то интересах? Этот момент ещё только предстоят прояснить британским парламентариям.
Очевидно и другое. Термином «дезинформация» в США и Британии уже привыкли называть то, что делает пресловутая российская «фабрика троллей». Речь, конечно, о вмешательстве в выборы. В документе о новом британском законопроекте читаем, что он должен включать в себя:
Своды правил, изданные регулирующим органом, которые могут включать такие меры, как требования по минимизации распространения вводящей в заблуждение и вредной дезинформации с помощью специальных проверок фактов, особенно в периоды выборов.
Теперь надо связать одно с другим. Регулятор должен каким-то образом следить (или требовать от соцсетей проверять факты) и принимать решение о вреде информации или о том, что это дезинформация. После чего он доказывает этот факт и привлекает конкретную компанию или её владельца к ответственности.
Этот простой пассаж означает, что тому же Twitter и лично Джеку Дорси очень бы не поздоровилось, если бы в 2016 году, как заявляется, толпы интернет-троллей занимались через его сервис пропагандой за Трампа, а в США действовал бы закон, который собираются принять в Британии.
Ведь, по логике регулятора, как и по логике британских властей, это именно господин Цукерберг должен был ответить, почему данные 85 млн пользователей попали к компании, работающей на Трампа, ведь это соцсеть не уследила. Ну а приписываемая России информационная кампания в Twitter вызвала бы много вопросов к руководству сервиса о том, почему аккаунты троллей не были вовремя заблокированы.
Таким образом, в Британии созревает действительно очень крупный закон, который заставит владельцев интернет-компаний с удвоенной или даже утроенной силой следить не только за распространением насилия или экстремизма, но и возможной «российской дезинформацией». Под страхом штрафов. Кстати, это выгодный для Британии способ заработать на «российской пропаганде».
На самом же деле нельзя смешивать воедино борьбу за действительно «чистый» интернет без насилия, оружия, нетерпимости и борьбу с таким сложным понятием, как дезинформация. И новый британский регулятор очень легко может стать не средством чистки интернета от неподобающего контента, а инструментом политической борьбы — как внутри Британии, так и с мнимой «российский угрозой».
Автор:
Кучер Егор