Лидер оппозиции объявил себя президентом. На улицах бои, есть жертвы
На акции протеста в столице Каракасе и других городах страны вышли сотни тысяч человек, недовольных политикой главы государства Николаса Мадуро. Демонстрации охватили в том числе улицы Валенсии, Баркисимето, Маракаи, Сан-Кристобаля.
Президент Мадуро призвал своих сторонников провести ответные акции. Они решили организовать марш «в защиту национального суверенитета, мира и демократии» и пройти с востока на запад Каракаса.Обе стороны приурочили акции к 61-й годовщине свержения диктатуры президента Переса Хименеса 23 января 1958 года.
Также сообщалось о применении Нацгвардией Венесуэлы боевых патронов в городе Баринасе. BBC News передает, что есть погибшие, предварительно четыре человека. В соцсетях также появляются видео с ранеными и участниками протестов, громящими здания.
Временным главой государства провозгласил себя спикер парламента Хуан Гуаидо. Он принес присягу перед своими сторонниками во время массовой акции протеста в Каракасе и заявил, что будет исполнять обязанности при поддержке вооруженных сил, чтобы подготовить новые выборы.
Госсекретарь США Майк Помпео призвал Мадуро покинуть пост и передать власть Гуаидо — «легитимному лидеру, отражающему волю венесуэльского народа». По его словам, народ Венесуэлы достаточно долго страдал от разрушительной диктатуры Мадуро, и теперь необходимо подготовить и провести свободные и честные выборы. В американской администрации также призвали воздержаться от насилия, пригрозив в противном случае ввести новые санкции.
Однако власти Мексики указали, что считают именно Мадуро легитимным президентом Боливарианской Республики, и Мексика пока не намерена менять свою политику в отношении Венесуэлы. Солидарность с Мадуро выразил и президент Боливии Эво Моралес.
Как заявил зампред комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов, Россия признала законным президентом Венесуэлы Николаса Мадуро и в этой позиции ничего менять не планирует, передает РИА Новости.
Выступая с балкона президентского дворца, Мадуро призвал армию к верности, единству и подчинению. Он заявил, что Гуаидо — неконституционный президент, а оппозиция совершила попытку госпереворота при поддержке Вашингтона. Президент указал, что весь американский дипломатический персонал будет выслан, и дал дипломатам 72 часа на то, чтобы покинуть страну.
Прежде он уже предлагал пересмотреть отношения с США. «Никогда ранее высокопоставленный чиновник не говорил, что оппозиция должна свергнуть правительство», — сказал Мадуро, комментируя обращение американского вице-президента Майка Пенса к гражданам Венесуэлы, в котором Пенс поддержал протестующих и назвал Мадуро диктатором, у которого нет законных оснований претендовать на власть.
Такое заявление Национальная ассамблея страны сделала 15 января. В нем говорится о признании недействительными всех действий и решений исполнительной власти. Тогда Гуаидо заявлял, что одобрено историческое соглашение, в котором парламент принял на себя полномочия на основе статей 233, 333 и 350 Конституции Боливарианской Республики.
Президентские выборы в Венесуэле прошли в мае 2018 года. Их назвали фарсом и отказались признавать легитимными в некоторых странах мира.
С углублением экономического кризиса недовольство политикой Мадуро нарастает. В стране наблюдается дефицит практически всех товаров, регулярно происходят массовые беспорядки. Доходит до абсурда: отличившиеся солдаты получают премии туалетной бумагой.
В июле 2018-го Международный валютный фонд прогнозировал инфляцию до миллиона процентов к концу года. 4 августа 2018 года во время публичного выступления Мадуро в Каракасе на него было совершено покушение с помощью начиненных взрывчаткой беспилотников.
Эксперт, в частности, отметила, что армия в Венесуэле не может объединиться с оппозицией. «Военные справедливо думают, что после того, как они уберут режим Мадуро, они могут сами пострадать от трибуналов, обвинений в преступлениях и так далее», — считает Русакова.
Она также добавила, что Россия будет до последнего защищать режим Мадуро: «Мы, во-первых, "своих не бросаем" — у нас такая концепция внешней политики. К тому же у нас там завязано очень много интересов».
Екатерина Первышева