19 марта Нурсултан Назарбаев сложил с себя полномочия президента Казахстана и назначил исполняющим обязанности президента председателя сената Касым-Жомарта Токаева. После этого события я неоднократно пытался сесть за написание этой статьи, но всякий раз останавливался, понимая, что не могу ответить на главный вопрос: какими будут основные направления развития государства после транзита власти?
Успокаивало одно: не я один такой. Складывалось впечатление, что этот вопрос сегодня настоятельно задают себе (и также не находят на него ответа) лидеры основных мировых держав. Ведь Казахстан в нынешней политической ситуации вдруг приобрел поистине стратегическое значение не только для России (по причинам вполне понятным), но и для Китая, и для США, а также ряда европейских стран.Китай заинтересован в Казахстане с точки зрения развития с ним прямых экономических связей и уже вложил в казахстанскую экономику $28,6 млрд, но не в меньшей степени он заинтересован в Казахстане и как в стране, через которую планируется организовать транзит китайских товаров в Европу.
И для Казахстана китайское направление в последние годы стало одним из наиболее важных. Об этом свидетельствует хотя бы то обстоятельство, что после своей отставки Назарбаев экстренно вылетел именно в Пекин для встречи с Си Цзиньпином, видимо, для объяснения ему сложившейся ситуации.
США же волнует вопрос: как бы наложить лапу на новое казахское руководство с целью помешать или затруднить поступательное развитие отношений с Китаем, Россией, а желательно и с Европой. Идеальный вариант – замутить в стране очередную «цветную революцию», чем решить разом все поставленные задачи. Многого уже достичь удалось.
Так, недавно договор «Партнерство во имя мира» с НАТО Казахстан продлил. По этой программе он уже более 20 лет получает военную технику и отправляет своих офицеров в американские военно-учебные заведения. В рамках проекта ежегодно проходят совместные учения «Степной орел», для которых под Алма-Атой оборудован полигон «Илийский». Куда Россия не допущена даже в качестве наблюдателя.
Далее, в 2016 году в Алма-Ате, как и в Грузии, открылась лаборатория, где американцы, по их заявлению, намерены исследовать опасные инфекции. По существу, там созданы центры разработки бактериологического оружия с учетом особенностей местного генома. Иными словами, разрабатывается оружие для конкретного применения против населения самого Казахстана.
Американцы явно рассчитывают набирающее у казахов силу националистическое движение, которое получает поддержку со стороны местного руководства, использовать для достижения своих целей. Облегчает задачу и то, что националистические настроения наибольшее распространение получили в среде интеллигенции и государственных служащих.
США располагают весьма эффективным средством давления на казахское руководство в виде замороженных Вашингтоном средств Казахстана, размещенных в американских банках. А это ни много ни мало 22 миллиарда долларов, или 40% объема Фонда будущих поколений. Что составляет 17% от ВВП Казахстана.
Как известно, поводом для заморозки резервов страны стал иск компании молдавского бизнесмена Анатолия Стати в отношении казахстанского правительства. Предприниматель обвинил власти в попытке рейдерского захвата его собственности после инвестиций в топливно-энергетический комплекс.
Казалось бы, какое дело Вашингтону до споров между молдавским бизнесменом и казахским правительством? И при чем здесь хранящиеся в США деньги суверенного фонда Казахстана? Но, как показывает практика, янки вовсе и не нуждаются в особых основаниях, чтобы присвоить себе хранящиеся у них чужие деньги. Украли с легкостью $35 млрд у Венесуэлы, $22 млрд у Казахстана. Кто следующий?
Собственно, такое поведение вполне вписывается в линию полного разрушения всех основ международного права, реализуемую современным американским руководством. Это уже становится не просто утверждением в межгосударственных отношениях принципа права силы. А просматриваются в этой линии признаки явного психического расстройства, которое можно было бы определить в качестве некоего «комплекса Герострата». Только поджигается уже не отдельный храм Артемиды, а вся архитектура международных отношений.
Трамп, безусловно, войдет в мировую историю как современный «герострат», затмивший последствиями своих деяний маленького несчастного и явно больного бедолаги из древнегреческого Эфеса, стремившегося любым путем войти в историю человечества.
Финансовые – не единственные рычаги влияния США на казахское руководство, хотя за девять месяцев прошлого года американцы осуществили в страну приличные инвестиции – на сумму на $3,9 млрд. Для сравнения: Россия – только $1,7 млрд. Общая сумма американских инвестиций достигла $40 млрд.
В период смутного времени, наступившего для всех постсоветских республик после распада СССР, американцы навербовали в новых независимых государствах огромное число агентов. И эта «пятая колонна» уже доказала (Украина тому ярчайшее свидетельство!) свою эффективность и готовность за копейки (то есть за центы) послушно выполнять волю хозяев. Другими причинами невозможно объяснить свершившийся факт. Как такой опытный, мудрый и осторожный политик, как Назарбаев, решился вдруг разместить в США 40% объема Фонда будущих поколений? Кто-то из ближайшего окружения убедил его совершить этот фатальный для страны шаг, а также сделать безвизовым для американцев въезд в страну.
Европейцы весьма заинтересованы в Казахстане с точки зрения развития экономических связей. Больше всех инвестируют в национальную экономику страны Нидерланды (за девять месяцев 2018 года – $4,74 млрд). Второе место из европейских стран занимает Швейцария ($2,2 млрд).
Как видим, Россия существенно отстает и от Европы, и от США. И проблема здесь не только чисто экономическая.
В ельцинский период нашей истории Казахстану не придавалось особого значения ни с экономической, ни с политической точек зрения. Жили по принципу «да что такое Казахстан, и куда он денется». В то время для многих российских политиков солнце вставало отнюдь не на Востоке, а на Западе.
У всех в памяти, с каким пренебрежением руководство козыревского МИДа отнеслось к предложению Назарбаева о создании Евразийского экономического союза. Сегодня эта гениальная идея с успехом воплощается в жизнь и становится привлекательной для многих стран, не входивших ранее в состав СССР.
Сообщение о сложении Назарбаевым президентских полномочий для политиков ряда стран оказалось полной неожиданностью.
Об этом прямо заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. В какой-то момент стало казаться, что отставка была неожиданной и для Путина.
Помню, какой озабоченный и даже растерянный вид был у А. Бородавкина – российского посла в Казахстане, когда он беседовал с журналистами по поводу этого события.
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков несколько разрядил обстановку, ответив на соответствующий вопрос журналиста: «Нет, Нурсултан Абишевич не советовался, и, безусловно, об этом не могло идти и речи. Но, разумеется, он посчитал возможным и необходимым проинформировать президента России о том, что стало, скажем так, достоянием общественности буквально через несколько часов после разговора». В то же время тематика беседы президентов не была раскрыта.
Многие стали связывать уход Назарбаева с недавним визитом его в Соединенные Штаты и с замороженными там казахскими $22 миллиардами.
Информация о выдвижении на пост спикера парламента Казахстана старшей дочери Назарбаева, появившаяся вслед, стала трактоваться некоторыми как свидетельство некой многоходовой комбинации.
Якобы подобным путем экс-президент стремится обеспечить для дочери переход к высшей власти в стране. Ни принять, ни отрицать такого понимания событий невозможно. Ведь пока нет фактов, проливающих свет на то, состоялся ли вообще «транзит власти» или это лишь тактический ход одного из самых опытных и осторожных политиков на постсоветском пространстве. Есть что-то общее с «уходом» Назарбаева и лидера КНР Ден Сяопина. «Уйти», чтобы остаться в политике, получив при этом полномочия, не меньшие, а где-то даже большие, чем были у него прежде. Иметь возможность определять стратегический курс, не осуществляя при этом оперативного управления и не неся за это политической ответственности.
По мнению парижского издания Les Echos, Нурсултан Назарбаев своей отставкой хочет сгладить недовольство общества, связанное со стагнацией доходов населения. Из-за этого он якобы вынужден был 21 февраля распустить правительство, направив на него все недовольство граждан.
По оценкам лондонской Financial Times, Назарбаев добился того, чего большинство автократических лидеров не смогло: покинув должность президента, он сохранил контроль над аппаратом власти, чтобы сделать плавным переходный период.
Действительно, в новом раскладе политических сил Нурсултан Назарбаев имеет огромные полномочия. Он признается Елбасы – лидером нации. И все разрабатываемые инициативы по основным направлениям внутренней и внешней политики государства должны согласовываться с первым президентом Республики Казахстан, сохраняющим также пост Председателя Совета Безопасности.
К функциям Совета Безопасности относятся практически все основные сферы деятельности государства. Для наглядности перечислим их:
– координация деятельности государственных органов и организаций по реализации мероприятий в сфере обеспечения национальной безопасности и международных позиций страны, обороноспособности государства, законности и правопорядка;
– координация деятельности правоохранительных и специальных государственных органов в целях обеспечения национальной безопасности и реализации решений Совета Безопасности;
– мониторинг и оценка состояния исполнения стратегических документов государства по важнейшим направлениям развития страны;
– комплексный анализ и оценка государственных программ, законопроектов, важных внешнеполитических и иных государственно-значимых инициатив, а также развития ситуации в стране, мировых и региональных тенденций, прогнозирование внутренних и внешних угроз национальной безопасности, выработка предложений и определение мер по их предупреждению и нейтрализации;
– заслушивание ежегодного доклада правительства Республики Казахстан о результатах и основных направлениях деятельности в сфере обеспечения национальной безопасности, обороноспособности, правопорядка;
– заслушивание первых руководителей государственных органов по вопросам реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны;
– организация контроля за исполнением законов Республики Казахстан в сфере обеспечения национальной безопасности, обороноспособности и правопорядка, в том числе за эффективным использованием средств, направляемых на эти цели;
– обсуждение кандидатур, рекомендуемых к назначению на должности первых руководителей центральных и местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы, а также государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных президенту Республики Казахстан.
Назарбаев остается также членом Конституционного совета и главой правящей партии «Нур Отан», контролирующей парламент и маслихаты (представительные органы муниципального образования) всех уровней.
По мнению казахстанского политолога Талгата Калиева, транзит власти в Казахстане не завершился, а только стартовал. Его продолжительность зависит как от плана и настроений его автора и главного действующего лица Нурсултана Назарбаева, так и от поведения ключевых акторов и ряда субъективных факторов.
Талгат Калиев считает также, что главными претендентами на президентский пост выступают Касым-Жомарт Токаев и Дарига Назарбаева.
Как бы там ни было, но весьма скользкий и опасный многовекторный политический курс Нурсултана Назарбаева (похожий разрабатывал и реализовывал Леонид Кучма на Украине, и мы знаем, к чему это привело) вряд ли по плечу будущим руководителям Казахстана.
Между тем возрастные особенности Елбасы начинают все активнее проявляться. Помните, как это было у позднего Брежнева? Единственное, что доставляло ему истинное наслаждение в последние годы, это присвоение очередной высшей награды, звания Героя Советского Союза. Сколько этих орденов скопилось на его парадном мундире, уже и не припомнишь…
У Назарбаева это выражается в пристрастии к почетным званиям. Он и Елбасы, и Астана уже называется Нур-Султан, такое же название получили многие улицы в разных частях Казахстана.
Пройдет какое-то время, и вся полнота власти должна будет все равно перейти к его преемнику. Пусть это будет даже тот, кого он лично выбрал. Вопрос в том, а сможет ли этот избранник/избранница проводить линию Елбасы на многовекторность? А главное – захочет ли? Скорее всего, будущий лидер страны уже избрал основной вектор своей внешней политики и только ждет, момента, когда получит всю полноту власти для его реализации.
И справится ли он/она с растущими экономическими трудностями и падением жизненного уровня населения? А также с ростом националистических настроений, с чем уже не в состоянии совладать «поздний» Назарбаев? И уж тем более новый лидер не сможет справиться с толпами американских агентов спецслужб, специалистами по цветным революциям, ринувшимися в страну через созданную для них брешь безвизового режима.
Заветная мечта янки – организовать в Казахстане очередную цветную революцию, для которой сами казахстанские власти и готовят националистическую базу, как никогда близка к реализации. Здесь невольно вспоминаются ставшие крылатыми слова Воланда из романа М. Булгакова. «Аннушка уже купила подсолнечное масло. Не только купила, но уже и разлила…».
Сергей Кузнецов, Альтернатива