Фото: www.globallookpress.com
Новый суперэсминец США серии Zumwalt в очередной раз фактически не увидел моря, получив очередную поломку
Новейший американский суперэсминец "Майкл Монсур" (USS Michael Monsoor/DDG 1001) из серии "Замволт" (Zumwalt) вернулся в собственную верфь через день после выхода в море.
На корабле отказали фильтры гармоник, предназначенные для отсечения опасных колебаний мощности в электрической сети. Это необходимо для защиты чувствительного электрооборудования корабля и его тонкой электроники. Поскольку же весь корабль серии "Замволт" – одна сплошная электроника, то данная поломка по праву может быть отнесена к критической."Опять двойка"!
USS Michael Monsoor/DDG 1001. Фото: Robert F. Bukaty/AP/TASS
Это, конечно, не такая поломка, говорят военно-морские специалисты, как отказ силовой установки на первом "Замволте" во время прохождения Панамского канала 21 ноября 2016 года. Тогда у судна обнаружилась течь, из-за чего морская вода попала в два из четырёх подшипников, соединяющих двигатели с приводными валами. В результате оба приводных вала вышли из строя, а корабль врезался в стены канала.
В общем, это, по школьной мерке, двойка по предмету надёжности судна. Вторая возникла почти сразу вслед за первой: когда после ремонта в Панаме "Замволт" добрёл до базы в Сан-Диего, была обнаружена утечка в системе охлаждения смазки. Там вообще не удалось установить причину поломки.
И вот – опять двойка! На втором корабле той же серии!
Опасность же нынешней аварии в том, что в "Замволтах", которые считаются перспективной моделью надводных кораблей на относительно длительное будущее, главное - высочайшая насыщенность электроникой. Это не только системы электронного слежения и управления. Тут целая иерархическая информационно-управляющая общекорабельная инфраструктура на принципах распределённых компьютерных сетей с единой шиной данных. То есть если тут всерьёз полетит "пилот", это не просто компьютер сгорит, это корабль выйдет из строя как управляемая боевая единица.
При стоимости "единицы" в 4,4 млрд долларов (по американским данным, а по оценкам русских специалистов – так и за 7 миллиардов!) это был бы весьма эпический "пробой". Недаром корабль вернули в верфь, почти не дав поглядеть на море.
И чтобы закончить "оценочную" тему, напомним, что всего таких "единиц" планируется выпустить всего три. Из тридцати двух предполагавшихся. Оказалось слишком дорого и слишком ненадёжно. Как рассказывал ранее Царьграду один из видных военно-морских экспертов России, лидер Общероссийского Движения поддержки флота (ДПФ) Михаил Ненашев, "американцы предполагали построить 32 корабля этого класса, но вся история проекта оказалась историей постоянного увеличения цены работ и соответствующего сокращения количества планируемого выпуска кораблей серии".
Таким образом, это оказался самый крупный и дорогой эсминец за всю историю существования кораблей этого класса. Только на разработку проекта серии оказалось, по данным военно-морских экспертов, затрачено под 10 миллиардов долларов. То есть всё удовольствие понюхать сгоревшую изоляцию на "революционном" судне обошлось американским морякам в сумму под 30 млрд долларов.
"Супер-утюг"
Американский эсминец USS Michael Monsoor прервал испытания. Фото: Robert F. Bukaty/AP/TASS
"Замволт" успели окрестить "утюгом". Прежде всего – за внешний вид: сужающаяся кверху серая громадина водоизмещением впору иному крейсеру, оттягивающийся назад нос, заглаженные формы, практически полное отсутствие иллюминаторов. Очень напоминает субмарину в надводном положении или… утюг.
Однако, как оказалось, дело не только в форме. Но и в содержании.
Уже после выхода этого корабля на ходовые испытания, выяснилось, что он обладает довольно низкой устойчивостью при волнении.
Даже при среднем волнении "Замволт" сильно клюёт носом, - подтвердил Михаил Ненашев. - Это негативно сказывается на остойчивости и скорости хода. И устранить эту проблему нельзя, ибо она проистекает из самой геометрии корпуса. Как решить эту проблему, американцы не знают.
Это действительно вопрос, который снова отправляет нас к школьной программе. Известно, что при бортовой качке судно с обычной – вертикальной - геометрией бортов, накреняясь вбок, вытесняет увеличивающийся объём воды, то есть получает дополнительную плавучесть на стороне крена. Со скошенным внутрь бортами "Замволта" такого эффекта, понятно, не возникает, точнее, он имеет сильно редуцированный характер. Отсюда увеличивающаяся опасность опрокидывания.
Примерно то же – и при носовом волнении. Нос сильно скошен назад, потому он не "расталкивает" волны, отправляя их по бокам, а зарывается в них. Не фатально, конечно, но и хорошего в этом тоже ничего нет.
А пошли конструкторы на сии геометрические изыски для того, чтобы сделать новый эсминец максимально "невидимым". В рекламирующих "Замволт" сообщениях говорилось, что данный корабль будет "в 50 раз более трудно обнаружимым на радарах". И не только за счёт максимального использования дерева (бальсы) вместо металла на корпусе, но и благодаря скошенным внутрь бортам и носу: считается, что так радиолучи локаторов противника будут отклоняться в небо.
Вот только два момента не учли американские конструкторы. Первый – что боевой информационный центр корабля размещён в надстройке. А поскольку ему нужно собирать информацию об обстановке, то он весь обвешан антенными решётками и светится в радиолуче, как новогодняя ёлка. Во всяком случае, как уверяют военные обозреватели, головка наведения противокорабельной ракеты будет видеть её в качестве наиболее отражающей цели. И пусть она ударит не в "невидимый" борт, а в рубку – последствия для боеспособности корабля будут немногим лучше.
А второй момент ещё более… хм, забавен. Стелс-защита "Замволта" действительно на уровне: здоровенный корабль будет виден на радаре как кораблик размером с катер или бот. Но – в сантиметровом диапазоне волн. А на экранах российских локаторов длинных волн корабль видим вполне отчётливо. Тут его размеры ему же идут в минус. А поскольку эсминец этот фактически не бронирован, то…
В общем, даже к берегам Северной Кореи ему лучше не подходить…
Источник - Автор: Цыганов Александр .