Скандал вокруг фигуры олигарха от КПРФ Павла Грудинина начался ещё два года назад, когда в дело вступили реальные участники бывшего народного хозяйства, которые потеряли свои наделы в середине 90-х годов в результате предприимчивости «эффективного менеджера». В СМИ уже немало рассказывалось о незаконных методах приобретения бизнесменом знаменитого агрохолдинга в Подмосковье.
Однако ещё в 2016 году на сайте change.org появилась петиция, в которой обманутые акционеры агрохолдинга Павла Грудинина требуют провести расследование по хищению их собственности. Бывшие работники хозяйства излагают события далекого 1995 года, когда бизнесмен произвел тихий рейдерский захват сельхозпредприятия, используя подложные документы и юридические махинации.
На период середины 90-х годов в агрохолдинге работало 526 сотрудников, все они получили земельные доли и имущественные паи по закону о правах работников сельскохозяйственных организаций 1996 года. В соответствии с ним было принято судебное решение в Видновском городском суде о реорганизации агрохолдинга и выделении каждому работнику земельного пая. Затем глава Администрации Ленинского района Московской области постановил выдать работникам свидетельства права собственности на земельные участки.
Однако честного распределения земли так и не произошло. Вместо этого право собственности на землю реализовали лишь два сотрудника – Баканов А.А. и Бобков А.П., а 42% акций обманным путем заполучил Павел Грудинин, пришедший на предприятие по семейной протекции ещё в конце 80-х годов. Как выяснило следствие в том же 1996 году, Грудинин получил в администрации свидетельства, якобы чтобы передать их членам трудового коллектива, однако удержал их под предлогом исправления ошибок в районном комитете по природным ресурсам.
В конце концов, большая их часть оказалась в уставном капитале преобразованного предприятия, которое Грудинин и возглавил. Сделка была зарегистрирована в районном комитете по земельным ресурсам, так как были предоставлены все необходимые документы – учредительный договор и протокол собрания с подписями участников предприятия. Вместо 521 человека в учредительном собрании участвовала лишь половина (261 человек). Отсутствовавшие были представлены по доверенности, однако этих документов так никто и не увидел.
Лишь через 10 лет, в 2006 году, было установлено, что подписи подделаны. Впервые факт подделки всплыл, когда выяснилось, что бывший бухгалтер агрохолдинга Васильев А.Ф. на период учреждения пребывал в больнице. Тем не менее, уголовное дело, возбужденное по ст. 327 УК РФ (подделка удостоверения или иного официального документа), не было переквалифицировано на ст. 159 УК РФ (хищение путём обмана или злоупотребления доверием). В 2010 году оно и вовсе было закрыто за истечением срока давности, а попытки обжаловать и оспорить это решение не принесли результата.
Получается, что Павел Грудинин фальсифицировал учредительные документы с целью хищения имущества членов трудового коллектива – земельных паев. Грудинин также нарушил ст. 9 ч. 3 ФЗ «Об акционерных обществах», так как решение об учреждении АО должно приниматься единогласно. Впоследствии «эффективный собственник» замел следы своих преступлений, передав часть земель в уставной капитал ряда коммерческих предприятий, учрежденных семьей Грудинина. Сегодня земельные паи членов трудового коллектива проданы или сданы в аренду ТРК «Крокус Сити», «Вегас», «Каширский Молл» и др.
Ещё одним штрихом к истинному портрету Павла Грудинина является оказание давления на бывших работников агрохолдинга, пытающихся оспорить незаконную приватизацию своих земельных паев. Сегодня они требуют пересмотреть решение 20-летней давности по незаконному отъему из собственности и компенсировать им хищение. Формально шансы у них есть, так сделка, совершенная Грудининым, считается недействительной, согласно ч. 1 ст. 164 ГК РФ, так как она так и не прошла регистрацию в специализированном государственном органе.
Таким образом, рассказ обманутых пайщиков агрохолдинга проливает свет на преступное происхождение аграрной империи Павла Грудинина, который предстает типичным мошенником из «лихих 90-х», сколотившим состояние на незаконной приватизации.