В Министерстве иностранных дел Украины заблаговременно подготовились к 105-й годовщине геноцида армян Османской империей. Как оказалось, еще 26 марта замминистра Василий Боднар разослал всем органам государственной власти страны письмо, в котором от имени государства заявил, что Украина не признаёт геноцид армянского народа. Реакцию армянской общины на Украине представить несложно
«Понимая стремление армянской диаспоры почтить события 1915 года, просим воздержаться от участия в возможных памятных мероприятиях на официальном уровне, а также от использования терминов «геноцид армянского народа» или «геноцид армян», — сказано в документе.
Директор информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел Рудяков напомнил, что ранее Боднар занимал пост посла в Турции и «видимо, чем-то должен туркам по гроб жизни». По словам эксперта, чиновник перепутал «свою шерсть с государственной».
«В этом письме МИД есть один очень любопытный момент. Пункт первый гласит, что Украина не признаёт геноцид армян в Османской империи в 1915 году по той причине, что само определение геноцида было дано ООН только в 1948 году — мол, «закон обратной силы не имеет».
Но если следовать этой логике, МИД тем самым дает железный аргумент тем (в том числе и Армении), кто не хочет признавать голодомор украинцев при Сталине в 1932-1933 годах геноцидом.
Но подобный бред является постоянной практикой этого ведомства», — отметил Рудяков.
Политолог, кандидат исторических наук Армен Ханбабян объяснил заявление украинского МИД тем, что, во-первых, Армения повсеместно и последовательно защищает позицию России по Крыму, везде голосуя против антироссийских резолюций.
Во-вторых, Ереван никогда не поддерживал и не поддерживает придуманную тогдашним президентом Украины Виктором Ющенко тему голодомора.
В-третьих, Армения неоднократно осуждала позицию Киева по Арцаху и факты поставок оружия Азербайджану.
«В свете всего этого решение Киева неудивительно и, в общем-то, ожидаемо. Оно стало еще одним ярким свидетельством того, что неизбывная трагедия армянского народа очень часто становится предметом различных политических спекуляций и конъюнктурных шагов, крайне далеких от сути общенациональной армянской драмы. Что еще раз доказывает: признание геноцида не может быть предметом сторонних спекуляций, этот вопрос касается только самих сторон данного вопроса: турок, курдов и армян. При всем уважении к народам и странам, официально разделяющим нашу боль и даже криминализирующим ее отрицание (как во Франции)», — подчеркнул Ханбабян.
А глава фонда «Украинская политика» Константин Бондаренко задался вопросом: может ли замминистра иностранных дел высказываться от имени государства? Ведь в Конституции Украины четко записано, что внешняя политика Украины является прерогативой президента.
«Данная ситуация показывает интеллектуальный кризис чиновников.
Заявление о том, что геноцида армян якобы не было, объясняется тем, что Армения — российскоориентированная страна.
Эта аргументация не влезает ни в какие рамки. Я бы еще как-то понял, если бы так высказался Владимир Вятрович, будучи директором Института национальной памяти. Но когда слова «давайте не будем уважать память погибших армян, чтобы не ссориться с турками» звучат из уст замминистра иностранных дел, то это вызывает много вопросов.
В любом случае, этот террор и геноцид в 1915 году осуществляли в Османской империи младотурки, продолжателем дела которых был Кемаль Ататюрк. А прикол тут в том, что нынешний президент Турции Реджеп Эрдоган — ярый антикемалист.
В общем, могу сказать, что этот документ Боднара составлен по старому рецепту Петра Первого: «дабы дурь каждого видна была»», — саркастически подытожил Бондаренко.
По мнению президента Фонда развития современной дипломатии Амрама Петросяна, данный шаг официального Киева противоречит интересам не только Армении, но и самой Украины. Ведь в стране проживает довольно большая армянская община, которая является составной частью украинского общества и государства. Поэтому циркуляр МИД Украины — нож в спину собственным согражданам.
«Тема геноцида армян имеет, в первую очередь, моральное и гуманитарное содержание, а поэтому в политическом плане на совершенно ровном месте создается почва для конфликта между Арменией и Украиной.
Ереван, конечно, стратегический партнер Москвы, но это не мешает Армении стараться вносить свой вклад в развитие региональной безопасности и стабильности на постсоветском пространстве, при этом не нанося ущерба межнациональным отношениям между украинским и армянским народами на территории Украины.
В данной ситуации Киев следует в фарватере внешней политики Анкары, так как углубление политических и экономических связей с Турцией стало одним из внешнеполитических приоритетов еще со времен президентства Виктора Ющенко. В настоящее время это сотрудничество приобрело уже иррациональные формы — Киев превращается в вассала Анкары», — резюмировал Петросян.
Политолог Александр Дудчак высказал сожаление, что украинский МИД «высунулся» со своим заявлением, для того чтобы «продемонстрировать кому-то свою лояльность или подобострастность». «В данном случае промолчали бы — не сошли бы, конечно, за умных, но и идиотами не выглядели бы. Впрочем, все как обычно — ничего нового», — заключил он.
В Армении тема геноцида уже молота-перемолота. Поэтому на этот формальный документ мелкого чиновника большего внимания Ереван не обратил.
Возможно, вскоре комментировать обстановку в украинском МИД доверят и старшему помощнику младшего дворника.
А тот факт, что официальные Киев и Ереван находятся в разных геополитических координатах — это реальность, с которой приходится считаться.
Руслан Веснянко, Rubaltic