Заявленная Зеленским государственная стратегия "реинтеграции Донбасса и Крыма" гарантированно не сработает из-за отсутствия ключевого фактора. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал независимый эксперт по постсоветскому пространству, политолог Андрей Суздальцев.
Президент Украины Владимир Зеленский объявил: "После пяти лет войны должна появиться государственная стратегия реинтеграции Донбасса и Крыма".
И представил тезисы документа. Основной посыл - государство должно найти правильные способы вместе с гражданским обществом инициировать масштабный национальный диалог. "Внутри страны существуют разные видения по вопросу возвращения Донбасса и Крыма. Большинство убеждено, что они должны вернуться. Но как именно? Тут общество разделено", - сказал он."За последние месяцы команда Зеленского и он сам выдвигают уже четвертую стратегию по возвращению Донбасса и Крыма, причем все они сильно разнятся между собой, - отмечает эксперт. - Мы помним заявленный "план Б", по которому из Донбасса планировалось отселить тех, кто желает переехать на подконтрольную Киеву территорию. Этот крайне спорный план тут же подвергся критике – украинские власти заведомо провалят эту работу, на которую даже нет денег.
План "А" был еще менее конкретным – вернуть жителей Донбасса вместе с территориями под контроль Киева. И никак не объяснялось, чем именно украинская власть намерена этого добиться. Другие представленные командой Зеленского стратегии также конкретикой не отличались – по сути, это всегда набор лозунгов. Равно как и эта "госстратегия", представленная уже самим президентом. Она указывает обобщенными фразами, что надо делать, но не дает даже общего понимания о путях достижения цели".
Подмена понятий
Одной из составляющих госстратегии по реинтеграции Крыма и Донбасса, по мнению президента, должен стать реализм. Мол, ошибочно думать, что Киев "вернет Крым" военным путем, а также что "уже завтра" все люди в Донбассе заговорят на украинском языке. Четвертой позицией Зеленский считает имплементацию, то есть способность государства воплощать стратегию в жизнь. Зеленский счел стратегию "жизненно необходимой" для сохранения Украины как страны.
При этом Зеленский объявил, что первый этап задач будет реализован в ближайшее время. Речь идет о прекращении огня и горячей стадии конфликта, после чего "нужно примирение". "Сколько времени нужно, чтобы зажили раны? Возможно ли, чтобы в одном купе спокойно ехали ветеран войны и житель оккупированного Луганска, который не поддерживал самопровозглашенную местную власть, но был вынужден оставаться?" - задался вопросом Зеленский, отметив, что примирение – процесс крайне сложный и чувствительный.
"Окружение Зеленского отлично понимает, как к украинским властям относится население Донбасса. И часто констатирует, что политиков Киева там ненавидят. Говоря о масштабном "примирительном диалоге" подменяются понятия. Ведь команда президента отказывается замечать очевидные вопросы, которые требуют ответа. К примеру, как внушить жителям Донбасса настрой на примирение, после того как обстрелами там убивали их близких? И как объяснить причину убийства 200 детей?
То, что говорит Зеленский – не более, чем пиар. Украинский президент озвучивает откровенно невыполнимые и демагогические тезисы, а реальной программы по примирению с Донбассом у Киева просто нет. И все указывает на то, что властям страны это примирение просто не интересно, а декларируется оно чтобы показать Западу: Зеленский адекватен и способен повлиять на ситуацию. А слова о "реинтеграции Крыма" и вовсе звучат неправдоподобно – все понимают, что такой возможности просто нет", - подчеркивает эксперт.
Ключевой фактор
Накануне Зеленский и ополчение народных республик Донбасса начали отвод войск в населенных пунктах Петровское и Золотое. Процесс все же сдвинулся с "мертвой точки" после очередного срыва Киевом договоренностей от 1 октября о разводе сил. Эксперты полагают, что это может оказаться тактическим ходом украинских властей и вскоре Киев вернет армию на исходные позиции и нарушит взятые на себя обязательства.
В 2014 году после антиконституционного переворота в Киеве жители ряда регионов Украины не признали легитимность новой власти. В Донецкой области провели референдум о независимости и объявили о создании Донецкой Народной Республики. В ответ на это были введены подразделения украинской армии в регион, которые начали обстрелы жилых кварталов из тяжелого вооружения. Затяжные бои шли до 2017 года, пока не сформировалась "серая зона" разграничения и бои стали позиционными.
"Зеленский озвучиванием декларативных планов демонстрирует, что в реальности не намерен добиваться примирения с Донбассом. Главное для этого условие ключевым фактором прописано еще в Минских соглашениях – прямые переговоры украинских властей с руководством Луганской и Донецкой Народных Республик. Но именно этого президент и его окружение делать отказываются, тем самым саботируя урегулирование.
Хорошо просматривается при этом стратегия украинских властей – любой ценой вывести президента Владимира Путина на переговоры "нормандской четверки". Зеленский рассчитывает, что лидеры Германии и Франции поддержат его в давлении на Россию, заставив пойти на уступки и передать Киеву контроль над российско-украинской границей в ЛДНР. Это фундаментальная ошибка – Россия не пойдет на уступки в этом вопросе, так как они повлекут непоправимые для жителей Луганской и Донецкой Народных республик последствия", - заключает Андрей Суздальцев.
Максим Бут