Если два последних десятилетия внимательно наблюдать за политико-экономической жизнью Республики Беларусь, не забывая, естественно, о «многовекторной» внешней политике, то постепенно, но неотвратимо возникнет понимание, что белорусский истеблишмент живет в рамках четко выдержанных финансовых циклов.
Более-менее стабильное финансовое состояние вызывает у правящих кругов республики прилив сил и уверенности в экономической состоятельности республики. В данный период на белорусского обывателя обрушивается вал бодрых заявлений о несокрушимости белорусского суверенитета и праве Минска на собственную многовекторную политику. Традиционным пиком такого «финансового пира» являются разговоры о белорусском нейтралитете.Однако, как только в Минске обнаруживается очередной финансовый провал, и, как «неожиданно» выясняется, что белорусскому руководству нечем оплачивать ранее взятые кредиты, то тут же белорусское руководство вспоминает о Союзном государстве.
Союзные «крысы»
Стоит привести пример с февралем - мартом прошлого 2017 года, когда А. Лукашенко, втянув республику в затяжной нефтегазовый кризис с Россией, в истеричной форме настаивал на срочном Высшем Госсовете Союзного государства, который в итоге и состоялся 2 апреля 2017 года в Санкт-Петербурге.
Однако, стоит напомнить, что решив в уже упомянутом апреле 2017 года основные проблемы с Москвой и получив очередной кредит на проценты по ранее полученным кредитам (700 млн. долларов со счетов российского минфина Российской федерации) официальный Минск не мог не принести на кремлёвское крыльцо «дохлую крысу». В частности, уже летом, буквально через десять дней после очередного Высшего Госсовета Союзного государства, а именно 9 июля 2017 года, белорусская парламентская делегация проголосовала на Парламентской Ассамблеи ОБСЕ за Минскую декларацию, где Россию объявили «агрессором». Видно пока деньги у белорусских властей еще водились.
Реплика
Между тем, белорусские депутаты и сенаторы, столь решительно осудившие Россию на ПА ОБСЕ (депутаты В. Воронецкий и сенатор С. Рахманов), до сегодняшнего дня солидно и уверено заседают в Парламентском собрании России и Беларуси… И ничего, активно участвуют в банкетах...
Снова вспомнили о Союзном договоре
Итак, прошел очередной год и финансовое колесо, совершив традиционный оборот, обнаружило, что ничего принципиально нового и финансово оздоровляющего в Беларуси за истекший период не произошло, денег опять нет. Как следствие, белорусский истеблишмент вновь вспомнил о том, что ведь существует какое-то там Союзное государство, которое, естественно, просто обязано кормить и поить белорусский политический режим вместе с целым взводом белорусских олигархов-миллионеров, а уже по остаточному принципу и белорусский народ. 17 середине января Председатель Совета Республики Михаил Мясникович вдруг заявил, что «полагаю, мы выйдем на очень серьезные и интересные предложения, которые могут быть рассмотрены как некие дополнения и изменения в договор о создании Союзного государства»
Понятно, что в России на столь таинственное заявление белорусского парламентского лидера никто, кроме т.н. белорусоведов, никакого особого внимания не обратил. Однако через несколько дней «союзную интригу» стали активно раскручивать уже представители белорусского экспертного сообщества, которые с присущим им умением буквально из пустой союзной риторики принялись «лепить» образ некого обновленного Союзного договора. Но и в этом случае выловить каких-либо подробностей будущих «дополнений и изменений» в основные союзные уставные документы не удалось, но зато определенная логика стала все-таки проявляться. Стало понятно, что белорусская сторона, как всегда твердо уверенная в своем особом даре всех обхитрить и обмануть, опять строит очередную ловушку для России, чтобы под прикрытием новой порции союзной демагогии вытянуть из российского бюджета несколько миллиардов долларов.
Очередные поиски «поля чудес в стране дураков»
Стоит напомнить, что в последние годы основной тренд белорусских предложений по развитию союзных отношений был связан с попытками навязать России белорусское видение новой промышленной политики – реиндустриализации. В 2010-2014 годах в России данная тема была весьма популярна и примерно в том же формате срочной реиндустриализации вела свою пропагандистскую кампанию КПРФ – основной лоббист Минска на российском политическом поле. Более того, именно белорусская стороны в Евразийской комиссии в лице экс-премьер-министра РБ Сергея Сидорского отвечала и до сих пор отвечает за формирование уже евразийской промышленной политики.
Интересы российских коммунистов понятны – строительство новых заводов обещало КПРФ рост рабочего класса и профсоюзов, т.е. массовой базы коммунистов. Но у белорусской стороны были несколько иные интересы. Минск рассчитывал, что он увлечет Москву перспективами модернизации белорусского машиностроения и получит массированное финансирование на эти цели. Причем белорусским «стратегам» даже в голову не пришло то, что у России нет никакого смысла и желания финансировать модернизацию чужого машиностроения, продукция которого после этой пресловутой «модернизации» возможно все-таки придет на российский рынок, чтобы полностью ликвидировать российских конкурентов –налогоплательщиков в российский, а не белорусский бюджет. Стоит напомнить, что в свое время Москва уже принесла в жертву этой союзной идее свое тракторостроение и сейчас с огромным трудом, буквально прибавляя по проценту в год, постепенно наращивает собственное производство тракторов.
Стоит напомнить, что несколько лет назад Москва буквально на пальцах пыталась объяснить партнерам в Минске, что нельзя просто раздавать деньги, причем деньги из российского бюджета, а деньги необходимо вкладывать во взаимовыгодные проекты. И такие проекты были предложены, целых пять, включая создание единого автомобильного холдинга в составе российского КАМАЗа и белорусского МАЗа. В итоге, белорусской стороной все совместные проекты были успешно провалены. Минску не нужны какие-то совместные с Россией корпорации, он просто требует от России денег… Поразительно то, что несмотря на крайне негативный опыт формирования совместных корпораций, до настоящего времени белорусские эксперты и должностные лица в Минске и белорусское лобби в Москве продолжают настаивать на данной иждивенческой версии «модернизации», уверенные, что они обязательно одурачат Москву пустой, но очень дорогой для российского бюджета союзной риторикой.
Мимо рта…
Между тем, Россия активно строит и вводит все новые производства, включая машиностроительные, что очень беспокоит официальный Минск, так как они видят, что инвестиции, которые направляются в российскую промышленность, включая ВПК обходят вторую, белорусскую часть Союзного государства.
Конечно, в этих условиях можно очень эмоционально и даже бесконечно высчитывать удельный вес российской комплектации в белорусской технике, чем и занимаются белорусские должностные лица, но рассчитывать на то, что российские партнеры будут формировать в Беларуси новую версию примитивного мифа о Беларуси, как «сборочном цехе Советского союза», было бы наивно. Никто деньги просто так Беларуси дарить не будет.
Реплика
Люди, которые повторяют старый пропагандистский штамп о Беларуси, как «сборочном цехе Советского союза», просто не представляют весь объем номенклатуры продукции, выпускаемой в свое время в Советском союзе. Ведь если бы в Беларуси в советское время было бы единственное, можно сказать, монопольное финишное производство всей советской промышленности, то экспорт республики был бы просто колоссальным. Но во времена СССР только две республики были донорами огромной страны – РСФСР и советский Азербайджан. Для сравнения стоит напомнить, что в настоящее время ВВП РБ составляет всего 2,5% от ВВП России.
На обочине
Понятно, что в нынешних, как любит говорить А. Лукашенко, «непростых» условиях, белорусская сторона пытливо и настойчиво ищет любые возможности вырвать хоть какие-нибудь крохи из российского финансового «пирога», пытаясь буквально «втиснуться» в российские отраслевые и региональные финансовые программы, направленные на достижение тех или иных экономических результатов. Понятно, что особый интерес для официального Минска представляют российские технологические и научные проекты, участие в которых обещает не только финансирование для остатков белорусской науки, но и открывает доступ к новейшим достижениям науки и техники, которые можно оперативно продать тому же Китаю или Украине, что уже и неоднократно случалось.
Безусловно, наблюдать со стороны над тем, как мечется белорусский истеблишмент в поисках идей, способных притянуть в республику, а на самом деле в руки «семьи» А. Лукашенко и его «придворных» олигархов все новые и новые деньги, довольно занимательно. Но при этом необходимо кое-кому напомнить, что основа для любых финансовых вложений, для создания совместных корпораций (после ареста и мучений в белорусских застенках генерального директора «Уралкалия»), для допуска к российским инвестиционным программам, для участия в совместных технологических проектах необходимо простое условие – доверие. Доверие строится десятилетиями честной и открытой работой с партнером, а не пустой болтовней с телеэкрана.
К сожалению, Беларусь полностью дискредитировала себя как партнер в союзном строительстве и никакого доверия у Москвы не вызывает. Многолетнее жонглирование союзной риторикой в обмен на многомиллиардную финансово-ресурсную поддержку, уклонение от выполнения союзнического долга на международной арене, превращение Беларуси в оазис офшоров, включая контрабандного обрекают республику на жизнь на «обочине» мировой экономики, а её руководство на роль Кота Базилио и Лисы Алисы.
Белорусская стороны и дальше может изощряться в создании правовых и административных механизмом, обеспечивающих существования белорусского «социализма» за счет российского «капитализма», но вряд ли эта иждивенческая самодеятельность официального Минска приведет к некому «толчку» в союзном строительстве, а на союзном «поле чудес» вырастет денежное деревцо, вокруг которого будет водить хоровод весь белорусский политический класс.
А. Суздальцев, Москва, 04.02.2018