Всё-таки началось. В понедельник президент США Дональд Трамп подписал указ о высылке из страны 60 российских дипломатов. Тем же указом закрывается консульство России в Сиэтле. Из 60 дипломатов, которые должны покинуть США, 48 работают в нашей дипмиссии, 12 — в структурах ООН, штаб-квартира которой находится в Нью-Йорке.
Американцы даже снизошли до того, чтобы дать некоторые разъяснения. Консульство в Сиэтле закрывается, потому что неподалёку находится большая база подводных лодок ВМФ США, за которой могли следить наши разведчики. Там же расположена и штаб-квартира корпорации Boeing — тоже, как полагают в Вашингтоне, лакомый кусок для российской технической разведки (см. сериал «Американцы»: там КГБ только и делает, что ворует высокие технологии со штатовских заводов). А 12 сотрудников миссии ООН, по словам американской стороны, являются «оперативными сотрудниками разведки из российского представительства при ООН», которые «злоупотребляли привилегией на пребывание в США».
Можно, конечно, порассуждать на тему американской шпиономании и русского долготерпения, а также привычки вести себя с оппонентом гораздо мягче, чем он того заслуживает, из боязни прослыть грубым и агрессивным. Когда Обама под самый конец своего пребывания в Белом доме, будучи уже хромой на обе лапы уткой, распорядился выслать из США 35 российских дипломатов и отобрал у России две принадлежащие ей посольские дачи, Кремль среагировал взвешенно и мудро. В Овальном кабинете вот-вот должен был смениться хозяин, избранный президент Трамп заявлял о стремлении наладить отношения с Путиным, в его команде было несколько человек, которые на общем вашингтонском фоне смотрелись едва ли не «русофилами» (Майкл Флинн, Рекс Тиллерсон). В этой ситуации ссориться со Штатами было несвоевременно — и вместо того, чтобы ответить зеркально, детей американских дипломатов пригласили в Кремль на ёлку.
Но Флинна быстро «съели», Тиллерсон стремительно переобулся в прыжке из кресла председателя совета директоров ExxonMobil в кресло главы Госдепартамента, а вокруг Трампа сомкнулось стальное кольцо истеблишмента, ненавидящего саму мысль о том, что с Россией можно будет наладить отношения, и оттепель закончилась, не начавшись.
В июле конгресс ужесточил санкции против России (увязав их в один пакет с санкциями против Ирана и Северной Кореи), а Москва отобрала у американского посольства дачу в Серебряном Бору и выслала 755 сотрудников дипломатической миссии США (в основном технических работников). Наша неполживая либеральная общественность сопроводила это ритуальными повизгиваниями на тему «Себе же хуже сделали! Теперь за визами придётся по полгода в очереди стоять!», однако плач стих так же внезапно, как и начался. Те, для кого вопрос получения визы стоял не слишком остро, готовы были подождать три месяца, а те, кому хотелось или было нужно попасть в Штаты поскорее, спокойно делали это в американских консульствах в ближнем зарубежье — в Эстонии, Грузии, Армении и даже на Украине.
И вот новый демарш, откровенно недружественный, даже враждебный.
На этот раз он предпринят для того, чтобы продемонстрировать России и миру солидарность США с Великобританией, где в начале марта произошла мутная история с бывшим двойным агентом Сергеем Скрипалём и его дочерью. Британский премьер Тереза Мэй обвинила в отравлении Скрипалей российские спецслужбы, не потрудившись представить доказательства (точнее, какие-то «улики» были предъявлены лидерам европейских стран, но всё делалось очень тихо, кулуарно, за закрытыми дверями — со стороны возникало ощущение, что европейцам не столько что-то показывали, сколько в приватном порядке объясняли, почему нужно сделать вид, что свидетельства вины России бесспорны). Трамп сначала пытался вести себя независимо, говорил о том, что будет делать выводы о деле Скрипаля «только на основании фактов», но довольно быстро пошёл на попятную и стал дуть в одну дуду с британской премьершей и другими европейцами.
Всю неделю вокруг Трампа разворачивалась ожесточённая подковёрная борьба. Вот Белый дом объявляет, что он не станет звонить и поздравлять Путина с победой на выборах, а вот сам Трамп пишет в Twitter, что позвонил и отлично пообщался с российским лидером и что дружить с Россией — это хорошо, а не плохо. Потом выясняется, что советник президента по национальной безопасности Герберт Макмастер написал большими печатными буквами на бумагах для президентского брифинга: «НЕ ПОЗДРАВЛЯТЬ!!!», а спустя несколько часов Трамп объявляет, что с 9 апреля Макмастер уже не будет советником по нацбезу. Накануне уикенда американские СМИ пишут, что в понедельник президент объявит о высылке российских дипломатов, но тут же добавляют, что это не точно: Белый дом оставляет за собой право решать, как действовать в такой ситуации.
И вот он, понедельник, и вот указ президента о высылке 60 российских дипломатов.
У Трампа был выбор: сохранить нейтралитет в деле Скрипаля и столкнуться с обвинениями в предательстве ближайшего союзника США, Великобритании, рискуя не удержать только-только укрепившиеся позиции в конгрессе, или же пойти на недружественный шаг в отношении России, понимая, что это может в перспективе серьёзно осложнить заключение «большой сделки».
Однако «большая сделка» — где-то в заоблачной дали, ещё только в проекте, а конгресс и враждебные СМИ — рядом, под боком. Трамп выбрал меньшее зло.
Но такое ли оно маленькое, это зло?
Теперь у России не остаётся другого выхода, кроме как снова сократить число сотрудников дипмиссии либо зеркально (т. е. на 60 человек), либо пропорционально (довести общее число работающих в России американских дипломатов до числа оставшихся российских дипломатов в США). Кроме того, логичным будет закрыть одно из консульств США в России, например консульство в Екатеринбурге. Если уж американцы подозревают сотрудников нашего консульства в Сиэтле в том, что они шпионят за подлодками, то дипломатов из екатеринбургского консульства не раз уличали в чересчур тесных контактах с либеральной оппозицией и протежировании НКО, специализирующихся на «борьбе с режимом».
Понимая это, представитель Белого дома предупредил, что Вашингтон готов принять новые меры против Москвы в случае, если Москва ответит на высылку дипломатов и закрытие консульства в Сиэтле. Это означает, что спираль будет раскручиваться и дальше.
Уже появились алармистские комментарии некоторых экспертов, которые предрекают дальнейшую эскалацию конфликта вплоть до полного разрыва дипломатических отношений и отзыва послов. Однако в истории наших отношений с англосаксонскими странами уже бывали случаи, когда дипломатов высылали, что называется, гуртом, но о разрыве отношений речь тем не менее не шла.
Интересно, что чаще всего дипломатические обострения случались как раз в периоды разрядки и потепления между Востоком и Западом. Например, в сентябре 1971 г. сотрудник советского торгпредства в Лондоне Олег Лялин, попав в британскую полицию за вождение в пьяном виде, раскололся и сдал всех известных ему сотрудников ПГУ КГБ СССР, работавших под крышей посольства и торгпредства. В результате Великобритания выслала ни много ни мало 105 советских дипломатов! (Москва ответила, но далеко не зеркально: из СССР были высланы всего 18 граждан Соединённого Королевства.) По странному совпадению Москва и Вашингтон в том же месяце подписали два важнейших документа — Соглашение между СССР и США о мерах по усовершенствованию линии прямой двусторонней связи и Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США.
В сентябре 1985 г. премьер Великобритании Маргарет Тэтчер санкционировала высылку из Соединённого Королевства 31 советского дипломата. Москва в ответ выслала 25 сотрудников британской дипмиссии. А ведь в Кремле уже полгода, как обосновался «любимец» Тэтчер М.С. Горбачёв.
Еще один крупный дипломатический скандал произошёл в 1986 г. в США. В воздухе уже явственно ощущался «свежий ветер перемен», из Москвы доносились призывы к «новому мышлению», а в Нью-Йорке ФБР арестовало советского сотрудника ООН Геннадия Захарова, обвинив его в шпионаже. В ответ КГБ арестовал работавшего в Москве американского журналиста русского происхождения Николаса Данилова. Вскоре СССР согласился отпустить Данилова, а США — Захарова, но после этого Госдепартамент США объявил о сокращении штата советского посольства в Вашингтоне и генерального консульства СССР в Сан-Франциско в общей сложности на 50 человек. Ещё пять советских дипломатов были высланы из страны как персоны нон грата.
Поскольку на этот раз речь шла в основном о сокращении штатов, то Москва ответила таким же сокращением: потеряли работу все советские граждане, обслуживавшие посольство и консульство США в Москве и Ленинграде. Американцам несколько недель пришлось самим готовить себе еду, стирать бельё и выполнять массу другой работы, не вполне отвечающей задачам дипломатов.
То есть в общем-то ничего чудовищно непоправимого в такой ситуации нет. Кроме того, что она возвращает мир в старые недобрые времена холодной войны.
Для 1970-х — первой половины 1980-х годов подобная практика была не то чтобы нормальной, но, во всяком случае, логичной. Запад и Восток были идеологическими противниками и общались на дистанции, сквозь зубы, держа на всякий случай камень за пазухой.
Железный занавес на границах Восточной Европы надёжно защищал два противоборствующих мира от диффузии. За великую невидимую стену попадали единицы — профессиональные дипломаты, среди которых всегда было много разведчиков, техперсонал и немногочисленные туристы, за которыми пристально наблюдали контрразведывательные службы. Когда власти той или иной страны высылали дипломатов, это было обидно, но повод для подобного демарша всегда был реальным.
Сегодня всё совсем иначе.
Ни занавесов, ни стен больше нет. Миллионы граждан РФ живут за её пределами, не задумываясь о том, что находятся на территории потенциального противника и что сами они могут рассматриваться как агенты врага, шпионы или заложники. Сотни тысяч туристов из стран Запада посещают Россию, десятки тысяч живут в России как экспаты — временные или постоянные.
Все они окажутся уязвимыми в случае, если отношения между Западом и Востоком от нынешнего ледяного мира деградируют до состояния холодной войны.
Далеко не каждого из них можно обвинить в шпионаже. Но очень многих можно подставить и использовать, как использовали Скрипаля, — чтобы обвинить противника в нарушении конвенции. Тем более что и сами конвенции, кажется, остались в прошлом.
И это касается не только российских граждан, живущих за пределами РФ. Это в равной мере касается и граждан западных государств — американцев, англичан, французов, немцев, — находящихся на территории нашей страны. Никто из них не застрахован от того, чтобы стать пешкой в большой игре. Пешкой, которой в любой момент можно пожертвовать.
Мы стоим на пороге странного мира, в котором больше нет железного занавеса, но есть леденящее дыхание новой холодной войны.
Si vis pacem, para bellum — учили мудрецы Древнего Рима. Хочешь мира — готовься к войне.
Самое время дать понять всем, что Россия действительно хочет мира.
Кирилл Бенедиктов, RT