Коньяк 300-летней выдержки, превращается в коллекционную ценность. 300-летний книжный фолиант превращается в ценный раритет. А вот идиотизм 300 -летней выдержки, остаётся идиотизмом. Удостоверения личности на протяжении своей истории — меняются, а вот истерики на каждом этапе их совершенствования — нет. Впрочем, судите сами.
Борцы против «тотальной оцифровки» вероятно представляют её себе как-то так…
«Антихрист уже родился!»
В последние месяцы всё чаще и громче звучат истерические крики на тему того, что нас в ближайшее время ждёт «цифровой ГУЛАГ», «электронное рабство» и прочие «фишки» качественного киберпанка. Вы только вчитайтесь, сколько экспрессии! Какая гордость человека, что он несёт Истину, О Которой Не Знали [орфография и пунктуация — сохранены] :
«… об этой опасности нас предупреждали святые «И печать, говорил батюшка /схиархимандрит Христофор/, будут лазером наносить, будет она НЕВИДИМА невооруженным глазом, ставить ее будут лукаво. Как сейчас не спрашивают нас: хотим мы или нет налоговый номер, — а всех нумеруют, — также будет и с лазерной печатью. Пойдет ЗАКОНОПОСЛУШНЫЙ!!!! гражданин получать пластиковую карту или СНИМАТЬ отпечатки пальцев, протянет руку, а в этот момент прибор и нанесет начертание. Пойдет фотографироваться на новые документы с биометрикой – камера и зафиксирует на лбу число зверя… Антихрист уже родился. Печать его явно будут ставить на руку и на лоб … Место, где будут ставить печать антихриста, — УКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПАЛЕЦ!!!!. Вводить ее будут с помощью компьютера под кожу и ее НЕ БУДЕТ ВИДНО!!!!.»
Правда, если вы считаете, что страх перед биометрикой и прочим «чипированием» — признак «религиозного мракобесия», то вам придётся от этого мнения отказаться. Ну… или признать коммунистическую идеологию — религией. Потому что именно КПРФ в последние годы яростно выступает против «расчеловечивания и тотальной оцифровки страны». Вот, например, ещё в 2017 году зампредседателя ЦК КПРФ Владимир Кашин гордо заявлял:
«Нам удалось избежать повальной чипизации населения России. В первой редакции закон, который находился на рассмотрении в Госдуме (несколько лет назад), подразумевал вживление чипов каждому гражданину, включая детей. Говорилось, что такой чип 24 часа в сутки будет снимать показания уровня здоровья граждан.»
Григорий Явлинский. «Нас ждёт цифровое рабство!»
Оно понятно, Владимир Кашин, хоть и профессор, но — растениевод и поэтому, по-видимому, забыл, что люди — не овощи. Ну вот не было рядом с ним медиков, биологов и инженеров, которые объяснили бедняге, что»чип» технически невозможно присоединить к ЦНС (центральной нервной системе человека) так, чтобы они обе нормально или хотя бы сносно функционировали. И это — коммунистическая партия, которая когда-то была опорой научно-технического прогресса и борьбы с мракобесием…
Ну а сейчас, через два с половиной года, когда началась эпидемия коронавируса, истерика вокруг «чипирования», «тотальной оцифровки» и прочих «страшилок» вспыхнула с новой силой. Например, воспользовался случаем напомнить о себе Почётный Бывший российской политики — Григорий Явлинский:
«… цифровые технологии в виде очередных электронных пропусков обернутся для всех граждан страны пропусками в цифровое рабство…»
— вещает он на страницах паблика «Эхо Москвы».
Забавно, не правда ли? Псевдоправославные, псевдокоммунисты, псевдолибералы — в одной упряжке. И на всю эту упряжку не найдётся ни одного здравомыслящего кучера, который напомнил бы «антицифровизаторам», что тот идиотизм, которым они занимаются, как коллекционный коньяк, хранится и пестуется его апологетами вот уже без малого три сотни лет. 296, если быть точным. С одним и тем же результатом.
Паспорт XVIII века. Ни чипов, ни электроники, ни биометрии… Но претензии к нему были те же самые!!!
Долгий неславный путь…
«…Всех они хотят поставить под взгляды своих соглядатаев, чтобы блюли они что думают и говорят люди русские, чтобы тех люди русские избирали себе начальствующими, которые к слугам антихристовым и самому Антихристу -верны будут. Всем Антихрист печати свои наложит: на чело печать невидную, на бумагу со словесами богомерзкими, чтоб слугам его оказывать, да на деснице…»
Вы думаете, что автор продолжает цитировать Григория Явлинского? Ну… вообще-то Явлинский это же и сказал почти слово в слово (посмотрите сами его статью «Россию готовят к цифровому рабству»), но — нет.
Это текст проповеди некоего изгнанного из монастыря за буйство схимонаха Евлампия, арестованного в ноябре 1724 года в деревне, в которой он убеждал двух крестьян-краснодеревщиков… не принимать паспорта, введённые 26 июня 1724 года Петром I соответствии со статьями 12-14 «Плаката о зборе подушном и протчем».
Причём, заметьте, первые паспорта представляли собой лист бумаги (правда — гербовой, но чего уж там, легко подделываемой), на которой от руки были написаны имя, отчество (за отсутствием до 1861 года у большинства крестьян такой ненужной вещи, как фамилия) место жительства, хозяина (если крестьянин крепостной), дата выдачи документа, подпись должностного лица выдавшего его и… и, собственно, всё. Ни биометрии, ни «коварных микрочипов». Но претензии — как под копирку!
Впрочем… может это — совпадение? А давайте — поглядим! Вообще история паспортов началась, конечно, пораньше. В Англии прообразы паспортов появились ещё в XV веке во Франции — в XVII, в России — в 1724 и во всех государствах было одно и то же! Любая попытка упорядочить учёт населения вызывала неподдельную истерику.
Но на очереди был следующий этап! В 20-х годах в Европе и РСФСР был поднят вопрос о том, чтобы в паспорта вклеить фотографии. В советских удостоверениях личности 20-х годов уже предусматривалась место под фотографию, но она была не обязательной: уж больно дорогое это было удовольствие в разорённой двумя войнами стране.
Уже 300 лет ничего не меняется… И против словесного портрета, и протиф фото в паспорте и против электронных документов истерят — одинаково… Даже слова почти не меняются…
А Европа меж тем клокотала.
«… Эти свиньи хотят, чтобы мы сами носили с собой досье на самих себя! Они хотят нас сделать зависимыми от пачки бумаги, на которой с нашего же позволения будет наш собственный портрет и наши слабости! Всевышний создал нас свободными, но свиньи нас хотят посадить в бумажную тюрьму!» — так возмущался французский социалист Роже Броссе в начале ХХ века. Возмущение бедняги Броссе понятно: дело в том. что в XIX веке Франция была первой в Европе страной, которая ОТКАЗАЛАСЬ от паспортной системы: слишком она показалась громоздкой…правоохранительным органам. Но после I Мировой Войны к паспортной система Европе поневоле пришлось вернуться.
Впрочем, первыми это сделали англичане в 1915 году, заодно первыми поместившие в паспорт обязательное фото (не убрав, впрочем, описания словесного портрета). Какова была реакция «общественности»? Угадаете с трёх раз?
«…Это покушение на традиции и природные права человека с ложным уверением, будто так наше правительство собирается бороться со шпионами — недопустимо! Мы, нация, несущая бремя белого человека, приносящая цивилизацию отсталым народам, не должны поддаваться на это давление! Теперь мы с портретом в руках должны доказывать любому «бобби», что мы, это — мы! Позор! Или англичане останутся свободными, или попадут в тюрьму без стен!…»
Вот далась им эта «тюрьма без стен»! Никакой фантазии! А что в СССР? А в СССР обязательной фотография в паспорте стала в 1932 году. Как-то протестов не было. Было чем заняться…
А мораль истории — проста. Система удостоверений личности в России развивается уже 296 лет, а в мире — и того дольше. И каждый этап (подчеркнём — КАЖДЫЙ) сопровождается тремя видами обвинений:
обвинение властей в службе сатанинским силам и Антихристу (печать на чело и правую руку, которая не видна);
обвинение властей в том, что они готовят тотальный контроль над людьми (что характерно, законопослушные люди про это даже не задумываются);
что власти готовят простым людям некую тюрьму (темницу, плен и т. п.).
Причём. звучат эти обвинения в любой стране, в любое время и практически — дословно.
Что из этого следует? Да то, что бесполезно взывать к разуму «античипизаторов». Будь у них разум, до них давно дошло бы, что они и их единомышленники в России уже 300 лет повторяют одни и те же заезженные слова. Меняется политическая система, меняются правители, меняется уровень технического развития, меняются средства идентификации личности, но не меняется одно — СТАНДАРТНЫЙ набор слов, которым ОДИНАКОВЫЕ люди на протяжении трёх веков одинаково реагируют на развитие Мира.
А Миру в общем — наплевать. Ну, находится каждый раз группа людей с уровнем технического развития и кругозора, соответствующего началу XVIII века (м-да… а в анекдотах ещё эстонцев «тормозными» изображают… несправедливо!). И — что? Остановить и даже замедлить развитие общества они не в состоянии.
Как, впрочем, вообще — сделать что-то конструктивное.