На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Анализируй это

2 983 подписчика

Для Испании наступил момент истины

Каталонских сепаратистов ожидает грандиозный провал, даже если они осмелятся провозгласить независимость от Испании

Чтобы понять, что происходит сейчас в Испании, надо прежде всего набраться библейской мудрости, перечитав Книгу Екклесиаста, в которой есть такие золотые слова: "Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует - все суета!

Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь... Что было, то и будет. И что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "Смотри, вот это новое", - но это было уже в веках, бывших прежде нас".

Действительно, ведь все то, что происходит сейчас вокруг Каталонии, уже было, причем всего лишь четверть века назад в другой романской стране - Италии. И хотя она, по сравнению с Испанией, является искусственной страной, созданной в XIX веке на основе лишь лингвистического единства трудами революционера-идеалиста Джузеппе Гарибальди, Италии удалось пережить куда более обоснованный и оправданный вызов со стороны североитальянского сепаратизма, несмотря на то, что он поднимает реальные проблемы, а не надуманные, как в Испании, где нет никакого цивилизационного разлома и где Каталония получает из центра примерно столько, сколько ему и отдает.

В Италии все иначе. Северная половина страны относится к западноевропейской цивилизации, южная - к средиземноморской. Субсидирование Севером итальянского Юга имеет давнюю традицию и давно уже носит скандальный характер. К тому же "паданцы" намного симпатичней по причине своей идеологической окраски. Сторонники "Лиги Севера", в отличие о республиканцев и анархистов Каталонии, придерживаются правоконсервативных взглядов, обычно это католики-традиционалисты, критикующие ЕС как раз за то, ради чего каталонцы так стремятся в него пролезть, - за "современные ценности", уничтожение европейской идентичности путем безответственной миграционной политики. Но обо всем по порядку.

Сторонники единства Испании уже посадили в лужу каталонских сепаратистов. В преддверии намеченного на сегодня заседания парламента автономной области, на котором сторонники отделения Каталонии от Испании по итогам "плебисцита меньшинства" намерены в одностороннем порядке - вразрез с законами, конституцией страны и монаршей волей Филиппа V - объявить о ее "независимости", в Барселоне состоялась мощнейшая и беспрецедентная по численности демонстрация сторонников единства Испании. Как сообщили организаторы акции - представители ассоциации "Каталонское гражданское общество", в ней принял участие почти миллион человек. Даже если они несколько преувеличили численность манифестантов, демонстрация была громадной, более многочисленной, чем выступления сторонников "независимости". Она морально уничтожила сепаратистов, до этого нагло заявлявших, что "улица всегда будет нашей". Ее участники потребовали "восстановления здравого смысла" и "не разрушать" Испанию.

"Мы не хотим, чтобы предприятия покидали Каталонию, как будто это пострадавший от чумы средневековый город. Мы хотим, чтобы Каталония была локомотивом Испании, культурной столицей Испании", - заявил на митинге перед размахивавшими испанскими флагами людьми лауреат Нобелевской премии по литературе Марио Варгас Льоса. Он выразил уверенность, что "ничто и никто не сможет разделить" испанцев и каталонцев.

"Уже давно национализм провоцирует хаос в Каталонии. Мы здесь собрались, чтобы остановить это", - объявил всемирно известный писатель, перуанец по происхождению, имеющий гражданство Испании. Возглавлявший шествие по центральным улицам Барселоны драматург признал, что масштаб манифестации превзошел все ожидания, провозгласив в заключение: "Да здравствует свобода, Каталония и Испания!" Аналогичные, хотя и не такие мощные демонстрации прошли по всей стране. Они показали: Испания не желает самоликвидироваться, чтобы кучка региональных чиновников, у которых не получилось сделать большую карьеру в единой стране, заделались президентами, премьерами, министрами и послами, став теперь "первыми парнями на деревне".

Мадриду будет легче применить закон против сепаратистов

После того как весь мир стал свидетелем того, что каталонские сепаратисты не только нарушают закон и сами поставили себя за его пределы, но и не пользуются поддержкой большинства каталонцев, Мадриду будут легче применить против них любые меры, если те не угомонятся. В любом случае - полностью игнорировать незаконные требования сепаратистов.

Так и происходит. Премьер-министр Испании Мариано Рахой отверг предложения об иностранном посредничестве и категорически отказался идти на компромисс с сепаратистами, заявив: "Правительство позаботится о том, чтобы любая декларация о независимости ни к чему не привела". Он не исключил роспуска регионального правительства Каталонии, если оно не откажется от угрозы провозгласить независимость.

Эта твердая позиция уже смутила часть сторонников "независимости" Каталонии, которые полагали, что их эмоций и блажных представлений о якобы тяжелой участи Каталонии в составе Испании достаточно для того, чтобы в Европе появилось новое государство. Теперь они требуют от лидера сепаратистов, остающегося пока главой Каталонии Карлеса Пучдемона и Рахоя: "Говорите (друг с другом. - прим. ред.) или уходите".

Напрасные надежды. С Пучдемоном и его коллегами, преступившими неоднократно закон, ввергнувшими в серьезный кризис регион и всю Испанию, уже виновными в огромных финансовых потерях, должны общаться следователи и прокуроры, а не испанский премьер. Очень симптоматично, что с манифестациями в поддержку единства Испании, в которых приняли участие представители 50 организаций и различных политических партий, в том числе правой Народной партии, центристской партии "Граждане", и даже некоторые члены Каталонской соцпартии, совпало объявление одного из крупнейших каталонских банков Sabadell о переносе своей штаб-квартиры греха подальше из региона в испанский город Аликанте. Как видим, сепаратистов - а за одно с ними и всех каталонцев - уже вовсю "наказывают рублем". И таких случаев все больше.

Возможны варианты: Индия как пример?

У Мадрида не дрогнет рука наказать тем или иным способом (это будет зависеть от степени сопротивления) каталонских сепаратистов во имя интересов каталонского большинства. Им грозят уголовные дела и нешуточные наказания за призывы к распаду страны. У Рахоя есть совершенно законный способ не допустить этого - активировать 155-ю статью конституции, допускающую приостановление действия статуса автономии в нестабильном регионе и введение внешнего управления. В Индии, например, которую называют из-за численности ее населения "величайшей демократией мира", так бы уже давно и поступили. В любом штате, который бы задумал под любым соусом отделиться от страны, было бы немедленно разогнано местное правительство и введено президентское управление. В него ввели бы войска и прислали чиновников из центра, которые взяли бы управление территорией в свои руки до будущих выборов, которые пройдут, когда ситуация успокоится. И никто ничего дурного в адрес Индии за это бы не сказал: все по закону. Так зачем же и чего стесняться Испании?

Гражданской войны не будет

Страхи насчет того, что недовольные ликвидацией или приостановлением статуса автономии в Каталонии прибегнут к "гражданской войне", совершенно беспочвенны. Каталонцы на это неспособны: они привыкли сытно и беззаботно жить, у них нет оружия, и они психологически не готовы его применять за единичными исключениями. Рахой будет просто обязан вводить режим ЧП в Каталонии, если он не хочет, чтобы страна под его руководством рассыпалась на "удельные княжества". Тот же эффект, только в отложенной форме, ее будет ожидать, если Мадрид вступит в переговоры с Барселоной и попытается купить ее политическую лояльность путем предоставления новых уступок и привилегий, щедрых финансовых подачек. Тогда того же самого сразу захотят внимательно наблюдающие за происходящим и другие регионы Испании, и на стране можно будет ставить крест. Поэтому самой лучшей политикой будет не просто игнорировать сепаратистов, но и примерно наказать их, особенно если они "подставятся" провозглашением "независимости". Напомним, в отличие от Италии, где сепаратистское движение имеет более глубокие корни и вполне способно, не прибегая ко лжи, обосновать свою позицию, у каталонских сепаратистов такой возможности нет.

О чем говорит пример Италии

Не будем предвосхищать события, которые вот-вот произойдут. Но чтобы лучше оценить, что предпримут стороны конфликта, давайте вспомним относительно недавние события в Италии. Возможно, этот пример не совсем корректен, поскольку итальянцы более гибкие и мягкие, чем испанцы. И все же давайте вспомним недавнюю историю, которая, как говорили латиняне, "есть учитель жизни". В этой "латинской сестре" Испании в ХХ веке сепаратистские тенденции наблюдались на Сицилии, в Савойе, в немецкоговорящем "Южном Тироле" и, главное, в Северной Италии или Падании, где четверть века назад взошла звезда "Лиги Севера".

Эта партия под руководством харизматичного бесстрашного политика Умберто Босси добилась отставки правительства Сильвио Берлускони, превратившись из мелкой, чисто региональной партии в крупную, общенациональную силу, бросившую вызов единству Италии. Ее члены провели получивший невероятную паблисити "марш вдоль реки По". Босси провозгласил "независимость Падании", призывал северян не платить Риму налоги, за счет которых итальянское государство содержит "лентяев-южан", демонстративно сжигать платежные квитанции национальной телерадиокомпании РАИ. Лидер "Лиги Севера" вещал, прямо как четверть века спустя Пучдемон: "Мир должен знать, что Падания приходит в движение и что больше не будет никакой умеренности. Время для федерализма прошло". Так и казалось. Были приняты программные документы: "Декларация о независимости и суверенитете Падании", "Временная конституция Падании". Первый из них предусматривал провозглашение Падании "федеративной республикой, независимой и суверенной" и проведение конкретных мероприятий по выходу из Италии. Второй оговаривал административное деление будущего государства, утверждал флаг и гимн на музыку Верди, регламентировал вопросы гражданства, денежную единицу, определял принципы формирования "временного правительства". Мало того, Босси сформировал "теневой кабинет", создан был и "паданский парламент". Началось формирование "национальной милиции", для которой была пошита специальная форма.

Риму предлагалось, в частности, полюбовно заключить с Паданией "Договор о мирном разъединении". При этом оговаривалось, что если переговоры по данному вопросу не увенчаются успехом, то 15 ноября 1997 года "Декларация о независимости и суверенитете Падании" вступит в полную силу…

После всего этого могло показаться, что Италия обречена и вот-вот прекратит существование как единое государство. Ну и как, прекратила? При том что Босси был во многом прав. Не прекратила, Босси тоже не получил пожизненного срока за свои сепаратистские призывы. Он продолжал заниматься политикой, стал министром… центрального правительства, убежденным евроскептиком, обвинявшим Евросоюз в распространении "педофилии", сравнивая будущее единой Европы со сталинизмом, "но хуже в 25 раз", протестуя против миграционной политики Брюсселя, оставаясь при своем мнении, что Милан и Турин - это не Неаполь и Реджо-ди-Калабрия, с чем вполне можно и нужно согласиться.

Сейчас Босси уже ушел из большой политики, однако Италия никуда не делась и с интересом наблюдает, как Испания справится со своим моментом истины. Наверняка испанцы справятся с ним. По-испански, но все же справятся.

Латышев Сергей

Источник

Картина дня

наверх