В Европе снова на повестке дня миграционный вопрос, который ставит под угрозу весь Шенген — «беспаспортную» зону, а в перспективе — и весь Евросоюз.
Уже третий год, с началом наплыва беженцев из Сирии, страны ЕС не могут договориться, куда девать нелегалов. Некоторые государства даже временно возвращали погранконтроль, хоть это противоречит правилам европейского объединения.
На днях лидеры Евросоюза собрались на экстренное совещание по обострившейся проблеме. Украинское ИА «Страна» выясняло, как принятые на нем решения могут отразиться на будущем ЕС и на украинских гражданах.
Из Европы «строят крепость»
28-29 июня прошел экстренный саммит ЕС по мигрантам, на котором после долгих 15-часовых переговоров приняли несколько важных решений, которые стали своего рода компромиссом между сторонниками резкого ужесточения правил приема мигрантов и теми, кто исповедует более либеральный подход.
Во-первых, на саммите пришли к соглашению, что расселение беженцев по разным странам сообщества будет производиться исключительно на добровольной основе (то есть квоты, которые пытались навязать Германия и руководство ЕС странам Восточной Европы уходя в прошлое).
Во-вторых, в странах ЕС будут созданы своего рода «фильтрационные лагеря» — центры мигрантов, в которых будут определять — кто является настоящими беженцами, а кто — «нерегулярными мигрантами», которые будут выдворены за пределы ЕС. Из этих лагерей мигранты будут распределяться также лишь по тем странам, которые готовы добровольно их принять.
В-третьих, Евросоюз намерен создать лагерь для беженцев в одной из североафриканских стран (скорее всего это будет Ливия), чтобы сократить поток людей, переправляются через Средиземное море. Кроме того, предполагается выделить помощь Турции для расширения сети лагерей беженцев.
В-четвертых, в целом договорились укреплять внешних границы Союза.
Данное соглашение вызвало критику сразу с двух сторон и до сих пор непонятно насколько оно будет соблюдаться вообще.
Сторонники жесткого подхода считают достигнутые соглашения профанацией (мол, нужно было вообще резко ограничить поток беженцев). А в либеральном лагере увидели в них потенциальную угрозу «базовым ценностям Евросоюза». Особенно тревожат намерения создать фильтрационные лагеря в ЕС и в Ливии.
«Деньги, которые Брюссель намерен выделить Ливии на содержание беженцев, могут стать лакомым куском для местных вооруженных формирований. При этом ЕС не чувствует ответственности за нечеловеческие условия в ливийских лагерях для мигрантов, где имеют место пытки, изнасилования и убийства. Брюссель ограничился лишь расплывчатой ссылкой на Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев», — полагает Барбара Везель, обозреватель Deutsche Welle.
Как она пишет, по сути, речь идет о перекрытии мигрантам пути через Средиземное море и обречение их на жизнь в ливийской неволе.
«На сегодняшний день Ливия по-прежнему остается ловушкой для сотен тысяч человек. Решение передать их в распоряжение отличающихся жестокостью вооруженных формирований является негуманным и, возможно, незаконным. Страх перед популистами столь велик, что большинство стран ЕС готовы целиком отказаться от соблюдения прав человека в отношении мигрантов и беженцев», — убеждена Везель.
Сейчас беженцы в Европу попадают двумя основными путями — через Турцию в Грецию и в Италию через Ливию. ЕС на саммите решил выделить Анкаре $3 млрд, чтобы большинство нелегалов из Ближнего Востока оставались в Турции.
Впрочем, большинство мигрантов все стремится в более богатую Европу, где рассчитывают на щедрые пособия.
Вопрос беженцев регулирует Дублинское соглашение, по которому их должны возвращать их в те страны ЕС, куда они прибыли с родины. То есть в Грецию и Италию, что вызывает сопротивление у Рима и Афин — страны и так не богатые, на содержание беженцев денег нет. Впрочем, на практике эта схема оказалась нерабочей — выслать мигрантов непросто.
С распределением нелегалов по всем странам ЕС — тоже проблема. Никто не хочет брать на себя дополнительные хлопоты и вызывать гнев электората, особенно противятся спущенным с Брюсселя квотам в странах Восточной Европы — Польше, Венгрии, Чехии и Словакии, где к власти пришли националисты.
Особенно упиралась Италия, где в начале июня заработало новое правительство, состоящее из противников мигрантов и критиков Евросоюза.
За последние годы страна больше всех страдала от наплыва беженцев.
На прошлой неделе, например, власти не дали разрешения судну Aquarius на борту которого находились 630 мигрантов, зайти в итальянский порт. Судно, в конце концов, приняла Испания.
Премьер Джузеппе Конте хотел добиться отмены Дублинского соглашения. Он сказал прямо: если не решить проблему приезжающих в Европу мигрантов, Шенгенская зона может оказаться под угрозой.
«Италия катастрофически перегружена мигрантами. Наплыв беженцев помог популистам победить на выборах. Они пообещали депортировать нелегалов», — сказал «Стране» итальянский журналист Фабио Морра.
В результате с Италией удалось договориться. Рим попросил дать больше патрульных катеров — и получил поддержку, в частности, от президента Франции Эммануэля Макрона. Теперь нелегалов будут отлавливать на дальних подступах и отгонять обратно в Ливию и другие страны.
Меркель сумела удержать ситуацию
Если в Италии требовали отменить Дублинское соглашение, то в Германии разразился полноценный правительственный кризис на почве требований министра внутренних дел Хорста Зеехофера (он же лидер партии-партнера канцлера Меркель по коалиции ХСС) это соглашение выполнять.
И выдворять из ФРГ мигрантов в те страны ЕС, откуда они прибыли.
Кризис оказался настолько глубоким, что заговорили о досрочных выборах. Но, в итоге, после саммита ЕС, установился хрупкий компромисс, который позволит удержать коалицию в Германии.
«Если канцлер ФРГ Меркель не хочет потерять власть, то ей остается действовать по принципу: с волками жить — по-волчьи выть», — так охарактеризовала Барбара Везель то, что Меркель пошла на уступки антимигрантским силами.
Борис Фельдман, главный редактор газеты «Русская Германия» считает, что это большая победа канцлера.
«В пятом часу утра 29 июня закончились дискуссии в Брюсселе. Сочинен документ в 1000 слов. Он не очень внятный, но главное — Меркель он спасает. Образно говоря, на этой неделе канцлер и ее команда не вылетают из мирового соревнования. Министру Зеехоферу придется уйти от практики ультиматумов и вернуться за стол переговоров», — написал Фельдман на своей странице в Facebook.
За Меркель, по его словам, вступилась крупная немецкая промышленность, жизненно завязанная на Европу, множество европейских лидеров и большая часть элиты ее партии.
Будущее шенгена по-прежнему под вопросом
Впрочем, эксперты прогнозируют, что соглашения весьма хлипкие, а попытки договориться о беженцах в итоге могут провалитьсян.
Прежде всего потому, что все еще остались разногласия между странами ЕС по брюссельским квотам на прием мигрантов. Которые теперь как бы станут добровольными, что, в итоге, может привести к тому, что все дружно и «добровольно» откажутся их принимать.
«Это действительно очень большая проблема, потому что государства, которые изначально не поддерживали миграционную политику Меркель, открыто восстали против изменений, которые предлагаются сегодня как спасение. Так, Польша не поддерживает идею, что мигрантов должны принять в равных пропорциях, несмотря на то, в какое государство они приехали. Поляки называют это дискриминацией прав человека, поскольку им навязывают страну пребывания без их на то согласия», — говорит «Стране» Ирина Верещук, президент Центра Балтийско-Черноморских исследований.
В прессе уже муссируется мнение, что если миграционный вопрос зайдет в тупик, в Европе могут вернуть пограничный контроль.
Как предположила в беседе с Economist Элизабет Коллетт, эксперт Migration Policy Institute Europe, Шенген может распасться на несколько беспаспортных зон: зоны Бенилюкса, Скандинавской, Иберийской и так далее. Иными словами, между Норвегий и Швецией паспорт не будут проверять, а вот на границе, например, Франции и Бельгии будут проверки.
«Шенгенская зона в беде. Чиновники, которые запустили ее работу, плохо осознавали тот факт, что после сноса внутренних границ, нужно серьезно укрепить внешние», — пишет Economist.
Другие эксперты считают, что проблема мигрантов и Шенгенский кризис преувеличены.
«Если европейских граждан лишить права свободного передвижения, что является едва ли ни одной из ключевых ценностей ЕС, это может сильно ударить по европейским политикам, которых обвинят, в конечном итоге, в разрушении этого соглашения», — говорит «Стране» политолог Руслан Бортник.
Могут пересмотреть малое приграничное движение
Украину тем временем может напрямую коснуться европейский миграционный вопрос. Эксперты не исключают, что в процессе ужесточения контроля за границей могут ограничить беспрепятственное передвижение для жителей 30-километровой пограничной зоны. А это сотни тысяч украинских «челноков», которые зарабатывают перепродажей в соседних странах сигарет, стоящих в Украине втрое дешевле (селяне могут кататься в ближнюю Европу сколько угодно по социальной карточке жителя пограничной зоны).
«Шенген действительно под угрозой, потому что звучат призывы изменить правила Шенгенской зоны, а также укрепить как внутренние, так и внешние границы. Такие изменения могут коснуться и Украины в части пересмотра малого пограничного движения, поскольку такие вопросы относятся к охране в безопасности границ. А всем известно, как жители прилегающих к границе населенных пунктов используют такое право — с целью получения прибыли, часто незаконного», — прогнозирует Верещук.
Впрочем, совсем безвиз не отменят, полагают эксперты. А если внутри Шенгена вернут контроль на границах, украинцам достаточно будет показать пограничникам биометрический паспорт. Тем более, что среди вопросов, которые обсуждают чиновники ЕС, не идет речь об отмене безвизового режима для третьих стран.
«Электронные визы» для украинцев и блок для заробитчан
Между тем, в Европейском Союзе уже заявили о пересмотре правил въезда в Шенгенскую зону для граждан стран, которым дали безвизовый режим.
Через два года для поездки в Европу украинцам нужно будет подавать заявку на получение спецразрешения стоимостью 7 евро. Это анкета, как при получении шенгенской визы в свое время, а путешественников будут проверять в базах ЕС и Интерпола.
Часть экспертов назвала это возвращением визового режима, в облегченном варианте.
«Это фактически отмена безвиза и политика электронных виз. Таким образом, ЕС жестко реагирует на миграционные кризисы, пытается заработать деньги на поддержание системы контроля над внешними границами и обеспечит свою безопасность. Новая система может ударить по заробитчанам. Она, скорее всего, будет блокировать многих из них, поскольку безвиз не дает права на работу», — сказал «Стране» Руслан Бортник.
Александра Харченко, «Страна», Украина