Важность газового вопроса в переговорной повестке России и Белоруссии не стоит преуменьшать – считает доктор экономических наук, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич.
Россия и Белоруссия должны пойти на двусторонние уступки
Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев обсудил со своим белорусским коллегой Сергеем Румасом перспективы дальнейшей интеграции наших государств вместе с экономическими вопросами, где дискуссия по обыкновению свелась к ценам на газ.
Перед нами давняя проблема наших отношений, и она имеет экономическое происхождение, поскольку Минск давно требует у Москвы отпускные цены на газ, как в российской Смоленской области, а в России считают такой подход прямым субсидированием Белоруссии.
Очевидно, что Россия не откажется от помощи своему союзному и братскому государству, но, в то же время, продолжит требовать у Белоруссии выполнения двух условий. В первую очередь – перевода всей финансовой помощи на прозрачную основу, а во вторую – согласия белорусов на продолжение интеграционных процессов в экономике, и именно вокруг этого сегодня продолжается дискуссия.
«Объективно, в переговорной корзине России и Белоруссии остались только те вопросы, по поводу которых договориться сложно, и проблема газа также является сложным эпизодом. Поэтому, когда Александр Григорьевич Лукашенко говорит, что Минску нужен газ по цене Смоленской области России, то возникает вопрос, а у нас два государства или все-таки одно», — констатирует Межевич.
По словам Николая Маратовича, если у нас одно государство, то в его пределах присутствует единый суверенитет, и для всех все и всегда должно стоить одинаково, хотя и тут присутствуют исключения – достаточно посмотреть на разность цен на территории России.
Последнее является постоянным доводом нашей страны на переговорах по газу с Белоруссией, поскольку газовые цены Смоленской области не являются стандартными и средними для нашей страны, не говоря уже о том, что в большинстве регионов они значительно выше.
«Поэтому, если Лукашенко так трепетно относится к суверенитету Республики Беларусь, что вообще-то правильно, то ему надо уважать и российский суверенитет. Ведь распространение российских цен на белорусское государство приведет к тому, что Москва пожертвует частью своего суверенитета. Из-за этого возникает вопрос, а почему Россия должна поступать так односторонне», — заключает Межевич.
Межевич не понимает, почему Россия должна жертвовать суверенитетом, а наш друг, сосед и партнер не должен. В этом и заключается главное противоречие, поэтому сторонам надо договориться, что они пойдут на уступки в двустороннем порядке.
«Пусть по какому-то вопросу суверенитетом пожертвует Россия, а вот по другому – Белоруссия, в результате чего, у нас появится категория совместного суверенитета. Вот если все будет так, то мы обязательно договоримся с Минском», — резюмирует Межевич.
Вопросы энергетики и цен на энергоресурсы решаются не только в формате двусторонних интеграционных процессов между РФ и Белоруссией в контексте Союзного государства, но и в ЕАЭС. На этой платформе к 2025 году должен быть создан единый энергетический рынок.
«Единый энергорынок Евразийского союза может быть решением этого вопроса, но надо понимать, что это не 2020 год, а гораздо дальше. Тем более, за это время Россия планирует пересмотреть свои внутренние цены на энергоресурсы. В том числе, и для Смоленской области, поэтому нам и нужно договориться с белорусами по газовым ценам именно на 2020 год», — констатирует Межевич.
Газовый спор носит традиционный характер
Директор Фонда энергетической безопасности Сергей Пикин в разговоре подтвердил, что этот постоянный спор с Белоруссией имеет экономическое происхождение и здесь политика носит риторический характер.
«Лукашенко на встрече с Путиным говорил, что он хочет получить равные условия для работы с белорусскими предприятиями. Он хочет напрямую покупать энергоресурсы, поскольку мы живем в рамках единого экономического пространства», — заключает Пикин.
Белорусское руководство напирает на то, что тарифы должны быть едиными для всех субъектов, из-за чего не должно быть разницы между областями, как Белоруссии, так и России, на что российская сторона выдвигает свои претензии и контраргументы.
«Нет никакой политики, здесь работает чистая экономика. Просто чем дешевле продукция для Белоруссии, то тем более дешевую продукцию производят белорусские предприятия. Но стороны, в любом случае, должны договориться», — резюмирует Пикин.
Сергей Сергеевич полагает, что чем больше здесь будет споров, тем больше будет пробуксовки у наших совместных проектов. А так, данный вопрос всегда поднимается перед новым годом и по поводу него возникают постоянные споры.
«Такая дискуссия между Москвой и Минском идет постоянно, причем белорусская сторона регулярно выдвигает новые требования в виде повышения ставок на транзит нефти, после чего происходит размен и стороны договариваются. Здесь нет таких проблем, какие у нас всегда были на Украине, поэтому Москва и Минск в итоге всегда договариваются», — констатирует Пикин.
Еще не надо забывать про то, что стоимость газа в Евросоюзе сегодня падает, что накладывает отпечаток на эти переговоры.
Дмитрий Сикорский, Экономика сегодня