В июле этого года американская армия участвовала в военных учениях в Румынии. И размещенные в Германии подразделения до сих пор ждут, когда вернутся переправленные туда вооружения. Из-за нехватки мощностей железнодорожного сообщения этот груз там застрял. Логистика часто кажется скучным делом, но без нее в супермаркеты не поступали бы никакие продукты.
И без нее войска НАТО не могут прибыть туда, где в них нуждаются. «Способность вооруженных сил свободно и без препятствий перемещаться по Европе имеет огромное стратегическое значение, — говорит генерал-лейтенант Бен Ходжес (Ben Hodges). — Мы должны передвигаться так же быстро или еще быстрее, чем российские вооруженные силы. Тогда у политиков будет больше вариантов действий, чем, например, освободительная война в Прибалтике».
Будучи командующим американскими сухопутными войсками в Европе, Ходжес несет большую ответственность за то, чтобы НАТО смогла отразить нападение России в случае, если это произойдет. Верховный главнокомандующий вооруженными силами НАТО в Европе — американский коллега Ходжеса генерал Кёртис Скапаротти (Curtis Scaparrotti). Однако Ходжес с 30 тысячами солдат и их внушительным вооружением находится на острие копья европейской обороны. Но солдаты Ходжеса и их сослуживцы из других государств НАТО могут лишь ограниченно передвигаться по Европе. В период холодной войны вооруженные силы НАТО регулярно проводили масштабные военные учения, в ходе которых войсковые подразделения перемещались на большие расстояния, в том числе через границы других государств. Командиры точно знали, по каким дорогам и мостам и с каким грузом можно было ехать, какие туннели имели подходящий размер для танков. Они знали, где стояли наготове железнодорожные вагоны для военной транспортировки.
Сегодня никто не знает об этом точно. «Натовские батальоны передового базирования в Прибалтике и Польше — eFP (Enhanced Forward Presence) — это сигнал, но не устрашение», — говорит генерал сэр Ричард Бэрронс (Sir Richard Barrons), который до прошлого года был командиром британских войск Joint Forces Command. «Для устрашения нужно иметь мобилизационный план. Нужно знать, где находятся войска и вооружения, а как я могу их мобилизовать?» В 90-е годы НАТО перестала собирать сведения по инфраструктуре, то есть о мостах, дорогах и туннелях на территории альянса. Теперь альянс снова собирает эти данные.
Однако надо делать это гораздо быстрее, чтобы можно было также производить ремонт, ибо командирам не хватает надежно функционирующей инфраструктуры. Лишь один мост в Германии способен выдержать крупную колонну. А другие страны-члены НАТО вообще не имеют ни одного такого моста. Отсутствие подходящих мостов — это не банальная проблема, ведь для того, чтобы попасть в Прибалтику, вооруженные силы НАТО должны пересечь несколько крупных рек. Иначе использовать боевые подразделения не получится, хотя и будут в готовности.
НАТО отстает от России и в проведении военных учений: с начала 2015 года Россия провела в три раза больше крупных военных учений, чем НАТО в Европе. Сегодня НАТО больше не нужно регулярно передислоцировать десятки тысяч солдат из Соединенных Штатов в Европу и неделями проводить учения, как это было в период холодной войны. Однако в меньших масштабах такие учения необходимы.
НАТО предстоит решить много разнообразных проблем: кто и за что должен платить? Насколько велики должны быть вооруженные силы государств альянса и в каких системах крупного вооружения и оборудования они нуждаются? Должны ли американские вооруженные силы вообще помогать европейцам? Если нет, то как следует организовать европейскую сторону? Как нам бороться с кибератаками и другими гибридными угрозами? А как бороться с терроризмом? Уже сейчас в оборонном альянсе — красный уровень опасности: согласно одному закрытому докладу, он не сможет противостоять российскому нападению. Войскам быстрого реагирования НАТО потребуется от трех до четырех недель, чтобы прибыть, например, в Прибалтику, не говоря уже об основных вооруженных силах.
При этом логистика играет главную роль. Сегодня ахиллесовой пятой вооруженных сил НАТО являются мосты, железнодорожные вагоны и бюрократия, поскольку. несмотря на сокращения почти в каждом государстве альянса, в подчинении НАТО все еще находятся почти 3 миллиона солдат. Именно в логистике можно очень быстро сделать очень многое — и это даже не стоило бы слишком дорого. Сбор данных альянса о транспортной инфраструктуре в каждом государстве — члене НАТО можно было бы ускорить, а отстающих следовало бы призвать к порядку. Еще быстрее и дешевле была бы реформа канцелярских дел.
При этом логистика играет главную роль. Сегодня ахиллесовой пятой вооруженных сил НАТО являются мосты, железнодорожные вагоны и бюрократия, поскольку. несмотря на сокращения почти в каждом государстве альянса, в подчинении НАТО все еще находятся почти 3 миллиона солдат. Именно в логистике можно очень быстро сделать очень многое — и это даже не стоило бы слишком дорого. Сбор данных альянса о транспортной инфраструктуре в каждом государстве — члене НАТО можно было бы ускорить, а отстающих следовало бы призвать к порядку. Еще быстрее и дешевле была бы реформа канцелярских дел.
Так, например, сейчас о военной колонне в Германии, Румынии или Словакии следует заявлять за десять рабочих дней до ее прибытия. В Чешской Республике потребуются даже 14 рабочих дней. И даже если конвой был своевременно заявлен, таможенный чиновник на границе может заняться контролем всех документов, как это произошло недавно с одним американским полком на границе между Румынией и Болгарией.
В случае непосредственной атаки существенные бюрократические барьеры отпадут. Однако без надежной инфраструктуры вооруженные силы НАТО тем не менее не смогут передвигаться так быстро, как, например, поставщик яблок. А без регулярных военных учений может возникнуть хаос. Если бы логистика и бюрократия функционировали более гибко, НАТО могла бы выступать намного мощнее. Создание «Шенгенской зоны НАТО», в которой вооруженные силы могли бы перемещаться так же легко, как туристы в Европе или грузовики с яблоками, является также одной из целей обсуждаемой инициативы по обороне ЕС в рамках так называемого постоянного структурного сотрудничества (в английском сокращении — PESCO).
В этом месяце министры обороны стран НАТО договорились, кроме того, о создании команды по логистике. Это важный шаг, однако командир этой новой команды не будет заниматься ремонтом мостов и реформой бюрократии. Поэтому национальные правительства должны прежде всего сами об этом позаботиться, причем как можно быстрее. Надежду вселяет также разработанная в этом месяце инициатива ЕС, согласно которой до марта следующего года должен быть представлен план эффективных военных перевозок внутри ЕС.
В случае непосредственной атаки существенные бюрократические барьеры отпадут. Однако без надежной инфраструктуры вооруженные силы НАТО тем не менее не смогут передвигаться так быстро, как, например, поставщик яблок. А без регулярных военных учений может возникнуть хаос. Если бы логистика и бюрократия функционировали более гибко, НАТО могла бы выступать намного мощнее. Создание «Шенгенской зоны НАТО», в которой вооруженные силы могли бы перемещаться так же легко, как туристы в Европе или грузовики с яблоками, является также одной из целей обсуждаемой инициативы по обороне ЕС в рамках так называемого постоянного структурного сотрудничества (в английском сокращении — PESCO).
В этом месяце министры обороны стран НАТО договорились, кроме того, о создании команды по логистике. Это важный шаг, однако командир этой новой команды не будет заниматься ремонтом мостов и реформой бюрократии. Поэтому национальные правительства должны прежде всего сами об этом позаботиться, причем как можно быстрее. Надежду вселяет также разработанная в этом месяце инициатива ЕС, согласно которой до марта следующего года должен быть представлен план эффективных военных перевозок внутри ЕС.
Восточная Европа уже давно не является для НАТО неизвестной территорией. Войска альянса проводят военные учения от Прибалтики до Румынии на суше, в воде и в воздухе. Кроме того, ряд союзников содержат в Эстонии, Латвии, Литве и Польше военные батальоны передового базирования в качестве символического присутствия. Однако в случае оборонительных действий потребуется больше. В том числе — быстрые пути сообщений с Запада.
Ведь противник не будет ждать никаких закрытых переговоров НАТО или ЕС. В конце концов, русские прекрасно знают, как обстоят дела с перемещением, а значит, и с боевой мощью наших вооруженных сил. Такими проектами, как PESCO, не устрашишь сейчас ни одного противника. Однако это можно сделать с готовыми к бою солдатами, которые в течение нескольких дней будут готовы противостоять вражеским вооруженным силам. При этом Германии отводится главная роль. «Германия — незаменимый союзник США в Европе, и она представляет собой решающую транзитную зону», — говорит Ходжес.
Уже сейчас американцы регулярно направляют военных в Европу для совместных учений с солдатами Ходжеса. Эти силы также прибывают сначала в Германию. Кроме того, бундесвер располагает с 2016 года одним батальоном НАТО в Литве. В ближайшие годы бундесвер не сможет руководить обороной Европы, для этого у него нет существенных возможностей. Однако в качестве руководителя по логистике Германия смогла бы быстро начать играть такую же важную роль. От этого выиграло бы и гражданское население, поскольку большая часть немецкой инфраструктуры выглядит не лучшим образом. Устарели прежде всего автомобильные и железнодорожные мосты, а также вся сеть железных дорог. В августе пришлось на несколько недель закрыть важнейшую железнодорожную связь со Швейцарией.
Министерство обороны должно также настаивать на проведении большего количества совместных с НАТО военных учений, поскольку «учения сигнализируют не только о том, что мы можем обороняться, но и что мы этого хотим», — заявляет сэр Ричард. «Опасность заключается в том, что мы не сможем своевременно прибыть в Литву, чтобы поддержать немцев и их международных союзников», — говорит Ходжес. Будь то оборонная интеграция или распределение задач: НАТО должна решить все центральные проблемы. С относительно малым количеством денег она могла бы, сконцентрировавшись на логистике, быстро переключить сигнал степени опасности с красного на желтый.